Анатолий Лещенко: «Высокий талант Василия Макарчука»

0
663

Если взять всё написанное нашим земляком Василием Макарчуком, а он, как известно, не проходил обучение в высших литературных курсах и не имея гуманитарного образования, к моменту преддверия своего 65-летия со дня рождения, издал целую плеяду поэтических и прозаических произведений.

В его активе помимо поэтических сборников имеются рассказы, остросюжетная повесть «Прыжок в Зазеркалье» и научно-фантастическая повесть про космических клонов «Второе рождение». Только один этот факт указывает на то, сколь обширен отпущенный ему свыше дар созидания. Это говорит, что помимо таланта, наш Василий Афанасьевич – человек ответственный и трудолюбивый, устремлённый и твёрдый в своих намерениях.

Ниже из представленного, вы поймёте, пусть и в тезисной форме, в чём видны и проявлены именно эти качества. Качества его не только, как писателя и поэта, но в первую очередь, как настоящего мужчины, высоко одухотворённого, не пугавшегося трудностей жизни и пронёсшего на своих плечах достоинства собственных родителей, не утративший переданных ими ему качеств и с достоинством воплотивший и нарастивший всё самое лучшее, на что способны были его предки.

Судите сами. Человек, способный говорить и выражать своё сокровенное в стихах и в прозе на все темы жизни, начиная от самого обыденного, доступного нашему пониманию, и заканчивая Космосом – все эти качества не только поэта-писателя. Это указывает на данность его малой Родине, как существа иного плана, иного мира, пусть земного и человеческого, иначе, нежели мы, живущие и знающие его, понимающего, видящего и реагирующего на события мира в котором мы обретаемся.

У такого человека, поэта-камертона, всё обстоит и выглядит по-другому – и крупнее, и событийнее, и ярче, и звонче, и надрывнее. Считаю уместным донести до читателя, кто будет читать мою рецензию, его стихотворение, которое он написал про самого себя:

ПОЭТ-КАМЕРТОН

Муза в нём не померкла – не дремлет,
Жить не может в спокойствии он.
В непростое тревожное время
К нам приходит поэт-камертон.

Догоняет в стихах ветер в поле –
Свыше даром таким наделён.
Он не может не жить чужой болью.
Потому что поэт-камертон.

Чтоб звучали все жизни октавы,
Обо всём, что вокруг, пишет он.
Средь живущих имеет он право
Называться поэт-камертон.

Его чувственная сфера выстроены не как у всех людей. Краски и переживания его поэзии более ярки, чем мы наблюдаем. Они у него иного свойства, иных характеристик.

И страсти в нём кипят отличные от наших тем, что мы позволяем себе проходить мимо, безтрепетно, не удручая себя глубоким сопереживанием страстей ближнего. Потому как загасили в себе бытом всё высокое, трепетное, животворное, опустивших себя до уровня обывательщины, купаясь в волнах низменного, пустопорожнего, отказываясь и добровольно погружаясь в скоротечность, злободневное, забывая о том, что мы в этом мире все бренны.

Последний сборник поэтических творений В.А. Макарчука, с говорящим названием, уже указывает на то, что это подарок – и вручается он всем нам «С любовью». На этой стороне его жизненных коллизий можно было бы остановиться. Цитировать выдержки из его стихов не сложно. Следует надеяться, что ежели то, что передаётся нам «С любовью», должно быть внимательно прочитано и прочувствовано.

Да, в поэта влюбляются совсем необычные женщины. И волосы у них иные, и глаза голубее небесной синевы, и руки, и ресницы, и плечи возлюбленной объемлют и покоряют поэта иначе, чем о том мыслят и дарят женщины ему себя сами. Да и сами те женщины любят и ждут свиданий со своим возлюбленным вовсе не так, как прочие…

Неоспорима и неисчерпаема животворящая тема любви в жизни каждого из нас. Потому что любовь в каждом из нас живёт своей неповторимой жизнью, ни на чью в мире не похожая, единственная и только личная.

Зачем чего человек пишет другим вообще?! Думается, что «откровениями для всех», будь то поэт или писатель, открывая для обозрения створы своей души, тем самым роднится со всеми прочими людьми. Рассматривать в откровениях только какие-то биографические моменты и воображать при этом, что всё написанное автором – элементы его личной биографии, тогда как каждый из живущих «пишет» свою собственную страницу жизни. И, казалось бы, никому из нас не интересными могут быть чьи-то там страсти. Но следует понимать здесь большее! Автор, открываясь душой, демонстрируется не ради позёрства, не выпячивает себя на обозрение. Для него важно, чтоб читатель нашёл в нём и самого себя, признал в нём собственные качества, мытарства души по жизни, вызволяет нас из застойного пребывания в суматохе будней.

О хадыженском поэте и писателе, Василии Макарчуке можно было бы сказать ещё много. Самое главное, так это необходимо выделить в его творчестве любовь к его малой Родине, к родному городу Хадыженску, к зовущим к себе берегам реки Пшиш, где он родился и вступил в большую жизнь. И если его стихи и прозу подвергать критическому анализу, то вряд ли это было бы справедливым. То, что Василий Афанасьевич человек во всех отношениях адекватный, и готов всегда выслушать критику, это ещё ничего не сказать. Ему свойственны качества автора, способного «дорабатывать», трудиться над совершенством своих строк и мыслей. А это стоит большого!

Стоит надеяться, что в этом заключении услышится поэтом и писателем Макарчуком нечто большее, чем оговариваемое в завзятых эпилогах. Представляемый подарком читателю сборник «С любовью» – не последний! Сомнений нет! И это пусть будет ему напутствием и читательским заказом.

Пройдут года. Уверен, проза и поэзия Василия Афанасьевича, даже на самый притязательный взгляд, будет-таки востребована в первую очередь читателем. Откуда уверенность? Даже в этом сборнике, да, солидном в своём объёме, можно найти каждому читающему десяток совершенных текстуально и поэтически блистательных произведений. Прочитавший же стихи сам поймёт, где то оно – его собственно-близкое. Подкупает читающего в его творчестве – обнажённая и сердечная искренность. Такие вещи – ни купить, ни продать, ни отринуть!

Последнее. Как читателям Макарчука, нам хотелось бы, чтоб на территории нашего края нашлось издательство с грамотным редактором и корректором, которые пожелали бы издать отдельным сборником лучшие произведения автора, помогли бы ему довести до подлинного совершенства его творения (хотя таковые имеются уже в этом сборнике!), способные гордо стоять в одном ряду с лучшими образцами русской поэзии!

Наблюдая за творчеством Василия Афанасьевича, понимаешь, сколь высок уровень заявляемых тем, которые он затрагивает в своём творчестве. На наш взгляд, ряд его поэтических творений заслуживают пристального внимания композиторов, способных положить лирические интонации стихов Макарчука, не в «попевочки», но в высокую форму русского романса. Тем более, что романс на Руси – есть квинтэссенция, присущая русскому народу и заключающая в себе лучшие его качества характера и души, их способности видеть, чувствовать, переживать и олицетворять пережитое в высочайших образцах искусства. В подтверждение сказанному надо отметить такие его поэтические строки из его стихотворения «Орган поэзии», которое стало песней:

«Среди цикад в ночи оркестра
Тропинкой детства я пройду
И как невидимый маэстро
Смычком по звёздам проведу».

Дорогой Василий Афанасьевич!
Здоровья Вам, счастья семейного, многих лет жизни. Обязательно (!) передайте земной поклон Вашей матушке за то, что она явила миру такого человека, как Вы – искреннего, сердечного и открытого людям.
Мир Вам и Вашему дому!

С глубоким уважением, апшеронец Анатолий Иванович Лещенко.

СЛОВО ЮБИЛЯРА

Звёзд светящихся ярких половник
Зачерпнул месяц в небе ночном.
А июнь мне роняет тутовник,
Спелой ягодой просится в дом.

Ведь богатым не стал… Не жалею.
Восходящую вижу зарю.
Я другое богатство имею…
Всплеск души я вам, люди, дарю.

Гости рядом – их полная чаша.
И родные со мною, друзья.
И становится жизнь сразу краше.
Не молчать – не писать мне нельзя!

Кто пришёл, поступившись досугом,
В знак признания прозы, стихов…
Взяла под руку Муза, подруга,
Подарила мне свет да любовь.

Тем, кто бытом живёт настоящим,
Не понять просветлённость таких,
Кто поэзии музыкой чаще
Достучаться хотят до других.

Пусть играют баян и гитара,
Цвет роняет нам белый жасмин.
Разве стану когда-то я старым,
Когда вижу, что я не один?!

Мне пускай далеко уж за тридцать.
Я живу и творю для людей.
Вам, друзьям, я хочу поклониться:
Мой отметить пришли юбилей!

Василий Макарчук (19 июня 2017 г., г.Хадыженск).

Print Friendly, PDF & Email
0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя