«С чего начинался Евромайдан»
Это было осенью 1989 года. Я работал в Астраханской геофизической конторе начальником партии по обслуживании буровых. Возникла производственная необходимость поехать в командировку за датчиками контроля процесса бурения на Западную Украину. И я попадаю в город Львов. Где-то недалеко от прокуратуры наталкиваюсь на группу людей, стоящих с желто-голубыми знамёнами, этаких представителей оппозиции 80-х годов. Они протестовали против того, что Украина находилась в составе Советского Союза. Об этом узнал позднее…
Я с любопытством, ещё не представляя, чем может обернуться моё знакомство с «западенцами», подхожу к молодому человеку примерно лет 25-ти. Парень был черноволос, ростом под два метра, таращился на меня сверху вниз. Потом выдавил из себя:
– Что надо?
Я спрашиваю:
– А что вы здесь хотите?
– Шо?! Ты кто такой?!
– Командировочный…
– Вижу и так, что москаль… В таком случае, командировочный, бери ноги в руки и шуруй от нас, пока не схлопотал!
– Всё понятно. Но так дело не пойдёт, – я, совершенно не дрогнув, продолжал вести свой разговор. – Лучше расскажи, чего вы добиваетесь? … Ты ещё не знаешь, что я приеду в свою Россию и расскажу друзьям и знакомым, что встретил на Западной Украине настоящего борца за правду. За вашу правду. Хотел бы я знать!
Парень расслабился, вроде бы как улыбнулся, снизошёл мне ответить:
– Мы хотим от вас, москалей, отделиться!
– Я всё понял. Ты Хмелю знаешь?
– Шо?!
– Ты что, Богдана Хмельницкого не знаешь? Что он зря махал саблей триста с лишним лет назад за воссоединение Украины с Россией?! Это первое. Второе… Ты только вслушайся в слова «Киевская Русь – Русь Киевская!» Мы же с тобой, как два мощных ответвления от общего ствола славянского древа. Украинский и русский – два братских народа. Живём из века в век бок о бок общей судьбой…
Я не договорил. Парень перебил меня короткой фразой:
– Не надо меня учить. Я и так грамотный!
– В том, что ты грамотный, не сомневаюсь! Но постой! Пораскинь мозгами. Что нам между собой делить?! – я с душевной болью пытался переубедить собеседника. – Теперь третье: есть такая у вас поговорка: «паны скубутся, а у холопов чубы трещат» Тому, кто тебя направляет сверху, так хочется стравить тебя дурня хохла со мной дураком кацапом, чтобы свою золотую рыбку поймать. Даже если ты возьмёшь вверх надо мной, всё равно ты эту рыбку только глазами поимеешь, а она будет не в твоих руках, а в руках твоих же панов. Ты понимаешь эту политику, не нами с тобой придуманную, разделяй и властвуй?!
На какой-то миг в глазах у молодого западенца мелькнула тень сомнения в своей правоте. Он, помедлив, чтобы его не слышали сотоварищи в борьбе за «правое» дело, сказал мне тихо, вполголоса:
– У меня самого мать украинка, а отец русский. Но это к делу не относится… Давай-ка, друг, командировочный, ты дюже умный, иди своей дорогой. И будем считать, что я ничего не слышал и тебя не видел. Ты меня понял?!
Уже вечерело. Я наблюдал осень, подсвеченную закатом солнца в деревьях, что росли под открытым мной окном львовской гостиницы, в которой находился с таким же, как я командировочным, но только с города Черновцы. Пётр Кузьмич, так звали моего товарища по номеру, внимательно выслушал мой рассказ о встрече с жёлтоблакитниками. После чего обронил:
– Дёшево отделался.
– Что так? Не понял?!
– А что тут понимать… Считай повезло, что нарвался на помесь хохла с кацапом. А то ещё неизвестно чем бы обернулась твоя «задушевная» беседа. Но эта нечисть появилась не вчера – и не сегодня. А вот послушай, когда это всё началось…
И я услышал рассказ, как на окраине города Яблонова Станиславской области, сейчас Ивано-Франковской, после войны в году 50-м вломились по темноте в одинокую хату, стоящую на отшибе бендеровцы-недобитки и убили молодую девушку учительницу, которая по направлению приехала из России учить местных детей.
Она умоляла её пощадить, а в ответ ей кричали: «Ты наших детей делаешь уродами москалями. И потому тебе не жить!»
…С той встречи во Львове прошло без малого четверть века. И когда сейчас приходят тревожные вести с братской Украины, где поднялись чёрные силы, вскормленные Западом для раскола страны и для предполагаемого очередного Блицкрига на Восток, начинаешь понимать, когда и с чего начинался сегодняшний Евромайдан.