Итоги конкурса эссе «Моё призвание – школа» (+призовые работы участников)

0
754

Управление и центр развития образования провели творческий конкурс-эссе для педагогов «Мое призвание – школа», приуроченный к профессиональному празднику Дня учителя.

В конкурсе приняли участие педагоги из школ № 1, 2, 4, 7, 9, 17, 18. Учителя представили свои размышления о профессии учителя, его миссии и роли в современном обществе, ответственности за будущее поколение. Победное место в конкурсе присуждено учителю русского языка и литературы школы № 2 Ольге Петровне Гаспарян. Призерами стали учителя школы № 4 Светлана Алексеевна Арутюнова и Марина Анатольевна Немелинцева, учитель школы № 17 Светлана Ивановна Яровая.

Победитель конкурса

Автор: Ольга Гаспарян.

Я – УЧИТЕЛЬ

Пусть будет меньше праздников и будней,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье быть полезным людям,
Учить его Величество народ!

Мне довелось учиться Адыгейском Государственном университете на филологическом факультете. Мой выбор определила мама, учитель начальных классов. О профессии учитель не только слышала с ранних лет, но и, как мне кажется, знала с самого раннего возраста. Сколько себя помню, я всегда в школе. Сначала с мамой ходила в школу, для меня это был настоящий праздник! Настоящая школа! Классный журнал! Дети! Веселые перемены, шум, ватага ребятишек!

Затем сама ученица…

Прозвенел последний школьный звонок, последний для многих, но только не для меня.

В 1986 я уже работаю в школе. Сама! Много вокруг было талантливых учителей, профессионалов, но главный учитель, наставник в моей профессии – это моя мама Жигалко Клавдия Петровна, ее величайшая ответственность к своему делу, уважение к людям, требовательность, доброта, человечность дали мне ответ на вопрос: «Делать жизнь с кого?

Захотелось быть похожей на образованную, всегда подтянутую и энергичную маму. Хотелось подолгу сидеть над учебниками и тетрадями, готовиться к урокам и классным часам.

Теперь всё это у меня есть. Часто я задумываюсь, то ли я делаю, так ли поступаю. И когда дети делятся самым сокровенным и ждут от меня понимания и совета, когда своей непосредственностью и добротой они могут развеять любые тучи плохого настроения и самочувствия, понимаю: свой выбор я сделала правильно. Школа и дети меня дисциплинируют. Всегда помню слова Д.С.Лихачева: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью. Своим отношением к миру». Я не могу позволить себе неряшливого вида или плохого настроения. Я не могу допустить небрежности в делах. В работе мне помогает правило, сформулированное для учителей выдающимся педагогом Янушом Корчаком: «Не завидовать, не досадовать на себя, не падать духом, упорно стремиться к цели, быть дисциплинированным, когда необходимо выполнять свои обязанности».

Нередко случается такое: мои собеседники, узнав, что я учитель, восклицают: «Как сегодня можно работать в школе! Современные дети – это катастрофа!» Я так не думала ни одной минуты. Они не хуже. Они нормальные дети: балуются на уроках, прячут портфели и учебники, иногда не выполняют домашнее задание. Но и их тревожат извечные вопросы о добре, несправедливости, дружбе, предательстве. Они пытаются писать стихи, грезят о славе, дают обещания, вспоминая которые уже взрослыми, иронично улыбаются… Они просто ДРУГИЕ, потому что время другое. Спешит жизнь, торопимся и мы вместе с ней. В условиях острого дефицита времени приходится прибегать к экономии слов, не заниматься морализаторством, а находить очень меткие примеры, убедительные поэтические строки. Мне важно только, чтобы мои ученики поняли: во главе человеческих ценностей по-прежнему должны стоять «совесть, благородство и достоинство».

Учитель не делает карьеры. Это артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Это скульптор, но его работ никто не видит. Это врач, но пациенты очень редко благодарят его за лечение и в общем – то не хотят лечиться. Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела и только в поддержке учительства.

Понимаю, что быть настоящим Учителем трудно. Но если, спустя годы, мои ученики состоялись в жизни и в профессии, не переходят на противоположную сторону улицы «во избежание…», приводят ко мне как к учителю своих детей, обращаются за советом, с доброй улыбкой вспоминают школьные годы, значит, есть глубокий смысл во всём, что я делаю…

Призер конкурса

Автор: Светлана Яровая.

Мой выбор

Счастлив тот, кого судьба привела к тому,
к чему предназначила его природа.

Почему я стала учителем? Я никогда не думала об этом намеренно, потому, что другого решения о своей будущей профессии в детстве у меня просто не было. Мы выбираем профессию под действием каких-нибудь знаний, впечатлений. Наверное, мой выбор определился под влиянием на меня трех учителей: первого – Риммы Федоровны, учителя русского языка и литературы Светланы Григорьевны и учителя биологии Галины Федоровны. Никто из них специально не говорил со мной о моей будущей профессии, не призывал прийти в школу. Этого и не стоило делать, потому что они просто были профессионалами, каждый день искренне отдавали нам, непоседливым сорванцам, частичку своего сердца, и мы это чувствовали. Они поступали, так как велела им душа, педагогический опыт, мастерство. Вероятно, этого было достаточно, чтобы зажечь во мне желание последовать их примеру, стать, как они, нужной для десятков мальчишек и девчонок, чтобы каждый день, как я когда – то глядела на них, на меня смотрели пытливые детские глаза, ожидая маленького чуда.

Римма Федоровна, заботливая и добрая, открыла для меня Страну знаний, научила меня учиться, хотя, полагаю, что ей не было легко в классе из 45 учеников, шумных, озорных, больше половины из которых были мальчики.

Светлана Григорьевна, учитель русского языка и литературы, очень тонкая, образованная, научила чувствовать слово, вдумчиво читать, писать сочинения. Не забуду, как она наизусть читала стихотворения: дух захватывало!

А любовь к биологии как к предмету мне привила Логвиненко Галина Федоровна. Ее интеллигентность и педагогический такт вызывают у меня восхищение до сих пор: с большим уважением она относилась к каждому ученику, хотя далеко не все бывали паиньками. Именно на уроках биологии мы в теории и на практике узнавали окружающий живой мир, свой организм, учились самостоятельно добывать знания в учебниках и других книгах. И это за много лет до ФГОС!

Никто из моих учителей не удивился, когда я собралась поступать в педучилище: хорошо училась, была активной, помогала всем и всегда. Учителя просто сказали: «У тебя получится, но далеко не всегда будет легко». Я и сейчас стараюсь соответствовать их ожиданиям, а на трудности смотреть как на очередное испытание своих возможностей и характера. А в моей работе тесно связаны все три предметных направления: начальные классы, филология и биология.

Существует такой афоризм: «Делая выбор, ты несешь ответственность». Это о нас, учителях. В юности, выбирая учительскую стезю, мы порой не задумываемся, какую ответственность на себя возлагаем. Мы не даем клятв, когда получаем диплом учителя, когда берем за руку ребенка и ведем его на первый урок, а зря. Клятва обязывает. Мне кажется, принцип «Не навреди» должен быть главной направляющей силой в педагогической работе. Понимание этого приходит не сразу, только с годами и опытом. Я убеждена в том, что мы ответственны не только за те знания и умения, которые приобретет ребенок у нас на уроках, за его жизнь и здоровье, пока он находится в школе. Но главное, очень часто от нас зависит, как сложится жизнь учеников, станут ли они успешными людьми. Причем показатель успешности для каждого свой. Может быть, кому-то из них никогда в жизни не пригодятся мудреные орфографические правила или математические формулы, а вот отношению к миру, к окружающим людям, своей стране, труду, чувству долга дети могут научиться не только на примере своих родителей, но и учителей. Ведь, не зря народная мудрость называет учителя третьим родителем ученика.

Думая о своих учениках, анализируя свою педагогическую деятельность, правильность принятых мною решений, я стараюсь всегда держать в голове слове писателя Генри Адамса: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние». Насколько они справедливы и точны! Очень часто от учителя зависит, раскроется ли потенциал ученика, его талант, заложенный природой, или его необдуманное слово навсегда прервет полет фантазии, захлопнет широко распахнутую душу ребенка, скроет его желания и мечты так далеко, что уже ничто не позволит им вырваться наружу.

В этом меня убедили два случая из жизни людей, совершенно не знакомых друг другу, родившихся с разницей в тридцать лет. Оба случая произошли с ними еще в начальной школе, в обоих – решающую роль сыграли учителя, но по-разному сложилась судьба учеников. Педагогическая ситуация одинаковая, но финал разный!

Первый случай произошел с моим знакомым. Мой знакомый, сейчас это уже зрелый мужчина, очень любит готовить, причем очень часто рецепты блюд для домочадцев авторские, те, которые подсказывает его кулинарное чутье и фантазия. Это увлечение он почувствовал еще в раннем детстве, когда, по обыкновению, дети крутятся под ногами у суетящейся на кухне мамы. В школе на одном из уроков, где речь шла о будущих профессиях, мой знакомый признался перед первым учителем и классом, что хочет стать поваром. В те времена мальчики чаще мечтали быть космонавтами, летчиками, милиционерами. А повар – это для девчонок. Общее мнение детей поддержал и учитель. Урок окончился, но след остался. Мой знакомый уже никогда не говорил о своей мечте. Окончив школу, он получил «мужскую» профессию крановщика, в которой практически не работал, а другого дела по душе больше не нашел. Так и живет без профессии, зарабатывая на жизнь чем придется.

Второй такой же случай произошел почти 20 лет назад с одним из моих первых учеников, а учителем была я. Саша М., так звали мальчика, так же рассказал на уроке, о том, что, когда вырастет, станет поваром. Одноклассники сразу же захихикали, а Саша опустил глаза. Но в отличие от своего старшего коллеги, я его поддержала, сказав, что повар – замечательная профессия для мальчика, что очень часто мужчины становятся самыми лучшими поварами. Класс успокоился, и урок продолжился. Чем же закончилась эта история?

Саша стал поваром. Сейчас работает в одном из известных краснодарских ресторанов. У него все есть: постоянная высокая зарплата (что в наше время немаловажно), уважение коллег, но главное – у него есть любимая работа, на которую он приходит с удовольствием (это я увидела в его горящих глазах). А тот случай на уроке он помнит до сих пор. Именно Саша и оживил эти воспоминания при нашей недавней случайной встрече. И очень приятно сознавать, что мне, тогда еще совсем неопытной девчонке, хватило разума принять правильное решение, найти нужные слова поддержки.

Это всего лишь один эпизод из моей учительской практики, но какой важный. Этот случай еще сильнее упрочил мое убеждение в том, что каждый ребенок – это чудесный маленький мир. Такой своеобразный и такой хрупкий! Часто от меня, учителя, от моего душевного тела зависит, придет ли в этот мир весна, зацветут ли в нем цветы, созреют ли плоды или станет он ледяной бесплодной пустыней, прояви я равнодушие и непонимание.

Сегодня многие утверждают, что в школе стало трудно работать: и требования к учителю выше, и дети другие, и родители. Выпускники педагогических вузов практически не приходят в школу работать, кто-то из опытных педагогов реализуется в других областях. У меня тоже был опыт поисков себя вне педагогической профессии, затем в административной работе в школе. И все складывалось удачно. Но… Разве можно горящие детские глаза сменить на бездушные документы или компьютерные мониторы? Нет! Только работа с детьми по-настоящему вдохновляет, только для них ты начинается искать что-то интересное, придумывать, творить. Только в классе, на уроке понимаешь, что именно здесь твое место, именно здесь ты нужнее всего. А потому снова будет новый школьный день, снова будут заботы и свершения! Снова я встану у доски и соприкоснусь с удивительным детским миром, а от меня будут ждать чуда. Работая вместе, мы будем совершать большие и маленькие открытия, преодолевать трудности, расти вместе. Я знаю, что затраченные силы моей души обязательно вернутся ко мне победами, успехами моих учеников, пускай даже через много-много лет. Не в этом ли мое предназначение на земле, мое счастье?!

Призер конкурса

Автор: Марина Немелинцева.

Я – учитель

Обучать – значит вдвойне учиться. (Жозеф Жубер).

Я – У-ЧИ-ТЕЛЬ…

Еще лет 10 назад я ни сном ни духом не видела себя в школе, а теперь не могу представить другой жизни… жизни без заливистого веселого звонка, без наших взлетов и метафорических падений на уроках, жарких споров и беззаботных смешливых переменок…

Но вернемся на 12 лет назад. Промчалась моя радостная, интересная, полная открытий школьная жизнь. Ее итог – аттестат и медаль. И передо мной встал вопрос: КЕМ работать мне? ЧЕМ заниматься?

Знала только одно: хочу заниматься тем, что люблю. А обожаю с раннего детства литературу: с полутора лет читаю наизусть стихи и сказки. Решение принято сразу – только филфак. Пять лет учебы пролетели незаметно. Так всегда бывает, когда тебе все интересно: спецкурсы, семинары, коллоквиумы, сессии и рядом – любимые преподаватели, настоящие профессионалы.

Куда идти дальше, чтобы не расставаться с обожаемой филологией? Конечно же, в школу! К детям! Наверное, это судьба и «наследственность»: в моей семье есть педагоги. Обе мои бабушки – Заслуженные учителя Башкирии. Вот только по специальности: математик и биолог. Я чувствовала крылья за спиной и вселенский восторг перед началом своей педагогической деятельности.

Но… идиллия закончилась очень быстро! Мои наивные представления об учениках, желающих только учиться, исчезли, говоря словами Есенина, как с белых яблонь дым, в первые же дни. Мечты о том, как я с воодушевлением буду рассказывать ученикам о писателях и их произведениях, а они, раскрыв рот и затаив дыхание, с горящими глазами и восторгом будут меня слушать, были (увы!) далеки от реальности. На практике пришлось столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны мобильных телефонов и интернета. Лечила обиженную душу книгами великих педагогов Василия Александровича Сухомлинского, Яна Амоса Коменского и любимого мною Симона Львовича Соловейчика. Так он говорит об учителе: «Он – артист, но его слушатели не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же взять ему силы для каждого вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

И я взялась за это ВЕЛИКОЕ ДЕЛО, которое вскоре стало самым нужным, самым важным для меня. Решила, что должна так подготовить урок, чтобы детям было некогда, да и не хотелось потянуться к мобильному другу. Это для меня сделалось делом чести. Благодаря ежедневной кропотливой, но увлекательной работе мне удалось привлечь внимание учеников к урокам русского языка и литературы, заинтересовать их. И они откликнулись с благодарностью: полюбили самый красивый, звучный, мелодичный – одним словом Великий РУССКИЙ язык.Как по мановению волшебной палочки каверзные правила стали доступными для понимания. Теперь дети с серьезностью утверждают, что русский язык легче и интереснее, чем математика. Мне хочется верить: детям понятны и интересны мои уроки, учение происходит с увлечением! А литература вдохновляет детскую душу, душа эта желает приобщиться к чуду. Моя роль очень скромная – помочь детям обнаруживать чудеса на каждом уроке. Мы их находим – в стихах и в прозе классиков, в духовности русской литературы, в тончайших оттенках слова, в понимании гармонии и необычайной красоты русского языка.

Я люблю свою профессию, потому что каждый урок приносит новые открытия не только моим воспитанникам, но и мне, учителю. С каждым классом работа строится по-разному, и в моей голове возникает уже множество способов объяснения того или иного материала, придумываются новые игры и упражнения, появляются новые темы и очень важные для нас вопросы, которые необходимо обсудить. Мои ребята пробуют свои силы в олимпиадах и конкурсах различного уровня, и я горжусь, когда они достигают успехов, благодаря нашим общим стараниям. Процесс обучения давно проходит как сотворчество и сотоварищество.

В условиях современного общества ребятам пригодятся не только знания, но и определенные личностные качества. Не забываю и об этом. На занятиях и во внеурочной деятельности стараюсь воспитать гармонично развитую, творческую личность. Это сложная задача, ведь ученик в дальнейшем должен быть конкуретноспособным, активным и ответственным, стремиться к дальнейшему образованию, и тогда он будет востребован в любой профессии.

Чтобы добиться такого результата, нужно и преподавателю обладать этими качествами, постоянно совершенствовать себя. Всегда напоминаю себе о том, что дети в качестве учителя меня не выбирали, и я несу ответственность за их знание предмета. Почему их преподаватель должен быть хуже, чем в параллельном классе или соседней школе? Поэтому занимаюсь самообразованием, участвую в конкурсах, курсах повышения квалификации, семинарах и вебинарах.

«Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками», – писал Константин Кушнер. Да, наверное. Но мне это нравится. Как космический корабль постигает неизведанные просторы Вселенной, так и я с каждым днем пытаюсь глубже постигнуть не менее загадочные, чем космос, детские души, направить их в сторону света и тепла Знаний. Вот почему я горжусь своей профессией. Вот почему я – учитель.

Print Friendly, PDF & Email
0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя