Мой папа похоронен на доковском кладбище. Подход к его могиле, а также другим в этом ряду с некоторых пор перекрыт построенными навесами.
Просто кому-то приглянулось это место, и то ли с чьего-то равнодушного согласия, то ли в результате щедрого подношения, прямо на дорожке, которой разделены участки кладбища, появилось новое захоронение под навесом, за ним выросло следующее. К могиле теперь можно пробраться только по бровке мемориальных новостроек, а подъехать и вовсе невозможно.
Понимаю: у разных национальностей различные традиции захоронения усопших. К ним добавились штрихи социального расслоения общества: хочется иным и за кладбищенской оградой продемонстрировать своё финансовое превосходство. Это их право. И чтобы оно не вступило в противоречие с правом моим и тысяч мне подобных, существует закон. В том числе и закон о погребении – федеральный, региональный, муниципальный. И если в соответствующем законе на уровне городского поселения прописан (а так должно быть!) порядок захоронения (расстояние между могилами, высота оград), то захват проезжей территории кладбища строителями навесов незаконен. Если не прописан – в наших силах призвать депутатов внести в закон поправки и дополнения.
Хочешь построить мемориальный навес, склеп, пирамиду? Вот тебе специально отведённая для этого территория, с точными тарифами, что почём. Хоронишь по устоявшемуся православному обычаю – пожалуйста здесь, и никто не посмеет перегородить дорогу к могиле близкого тебе человека.
Я не призываю проводить перезахоронения, вряд ли это реально. Но никогда не поздно остановить произвол. Ведь назначение законов: «охранять от того, что люди могли бы сделать, а не выжидать, что они сделают» (Юниус). У нас пока, увы, в вопросах погребения усопших всё с точностью наоборот.
Лариса Анисюта.
«АР» № 5 (10363) от 19 января 2012 г.