Уважаемые читатели! В «Апшеронском рабочем» стартует новая рубрика «Без галстука». Встречайте премьеру и ее первого героя – Алексея Протасова, прокурора Апшеронского района.
Элеонора Травина:
– Уважаемые читатели! Сегодня наша газета представляет новую рубрику. Называется она «Без галстука». Надеюсь, мне удастся помочь вам лучше узнать влиятельных, значимых людей района – тех, кто по роду своей деятельности принимают важные решения, влияющие не только на судьбу района, но и на каждого из нас. Эти фамилии вы часто видите в газете, но здесь эти люди расскажут о себе без официоза, откровенно, в свободной манере, то есть без галстука.
А сейчас встречайте премьеру рубрики и ее первого героя – Алексея Протасова, прокурора Апшеронского района.
Прокурором района Алексей Протасов стал, когда ему было чуть за тридцать. Поначалу ничего не предвещало ни стремительной карьеры, ни высокого прокурорского звания в столь молодые годы. Да и не каждый готов посвятить себя опасной и сложной профессии, которая по накалу сопоставима с работой спецслужб и практически не оставляет личного времени.
Мальчишеская мечта
Он считает себя родом из Северного Казахстана, маленького поселка Казанский, где обосновались бабушка с дедушкой и где познакомились его родители. Во времена великих строек совсем молодыми – двадцатилетними они рванули строить Байкало-Амурскую магистраль, да там и осели. Его, совсем маленького, взяли с собой. Первое, что вспоминается о приезде в город Усть-Илимск Иркутской области — это жуткие зимние сорокапятиградусные морозы. Такие, что облазили носы и уши, а следы оставались на всю жизнь. Но, несмотря на суровые климатические условия, жить было интересно и весело.
Мама работала по своей профессии логопедом-дефектологом в детском саду и школе, а отец – инженер по специальности, связал свою жизнь с работой на земле и в период посевной неделями не бывал дома. В отличие от отца, сельскохозяйственное дело мало интересовало Алексея.
После школьных занятий он любил захаживать домой к двум своим закадычным друзьям, которые жили в одном подъезде. Пока они занимались своими мальчишескими делами, незаметно наступал вечер. Возвращались домой их отцы. У одного из них он был военным, у другого – сотрудником милиции. Люди из командного состава, всегда строгие, жесткие на работе и совсем другие дома, вызывали неизменное восхищение мальчишки:
– Мне нравилась их дисциплинированность, нравилась их красивая форма. Я иногда видел, как они уставшие приходили с работы. И тогда поговорить с ними было для меня счастьем. Кстати, их дети тоже пошли служить по отцовской линии.
К тому времени, когда в десятом классе началась специализация, он уже понял, что хочет стать юристом.
Так начинался профессиональный путь Алексея Протасова – будущего прокурора, а пока парня из интеллигентной, но небогатой семьи, живущей в маленьком сибирском городке. И при таком раскладе рассчитывать можно было только на себя.
Протасовские университеты
Конкурс в Иркутском юридическом институте составлял шесть человек на место. Провалившись на последнем экзамене, он не поступил. Мечта помахала ему рукой, но оставалась с ним. Тогда он пошел в педагогический – все дети из небогатых семей шли учиться туда, ведь другого выбора в городе не имелось, а до областного центра – Иркутска 850 километров. Казалось, судьба ему посылала знаки, которые со временем он научился читать. На следующий год в Иркутске открыли филиал юридического института Генеральной прокуратуры РФ. Это была та самая мечта, и вот тут-то он подготовился – и поступил. Какая это была школа! Блестящий преподавательский состав практикующих специалистов – работники следственных органов, прокуратуры, психиатрии. Учиться было нелегко: требовательность педагогов зашкаливала, а оценки ставили скупо. До сих пор помнит Протасов преподавателя по конституционному праву России.
Когда Алексею исполнилось двадцать лет, не стало отца. В семье, которая теперь состояла из мамы и младшей сестры, он остался за главного. Пока учился, приходилось зарабатывать деньги. На выходных подрабатывал грузчиком на складах – днем разгружал фуры, а вечером получал зарплату, которую нес в семью. И вот тогда он еще больше осознал, что получить образование просто необходимо.
Пока не будет победного броска – борись
Протасов окончил два института – один за одним, вернулся в родной город, вакансий по специальности в районной прокуратуре не было. Благодаря тому, что, заканчивая последний курс, он работал общественным помощником, развозя повестки и выезжая на места происшествия со следователями, его через некоторое время взяли на работу прикомандированным следователем. Одним из своих учителей того периода жизни он считает прокурора Усть-Илимска Валерия Ефимовича Сидоренко, работать с которым для новичка считалось серьезной школой жизни. Сидоренко со всеми начинающими работниками общался одинаково: выплывешь сам – хорошо, а нет – так нет. Он сразу поручил Протасову расследовать нераскрытое дело по факту убийства предпринимателя из города Братска, которое произошло на территории их района. Работая в Усть-Илимске, где начинал с должности следователя, за семь лет он дослужился до заместителя прокурора района. По выходным читал лекции по уголовному праву в филиале нового вуза. Строгость, с которой он относился к учебному процессу, дала свои результаты: больше половины выпуска работают в системе правоохранительных органов.
Ни для кого не секрет, что специфическая составляющая профессии прокурора бывает связана с интересами влиятельных граждан, попытками оказать давление и угрозами. Это опасный труд, требующий стойкости и честности. В том, что надо идти до конца, Протасов еще раз убедился после участия в процессе по резонансному делу в качестве государственного обвинителя по делу областной подсудности. В городе Усть-Илимске двадцатилетняя шпана убила милиционера в многоквартирном доме его собственным оружием за то, что он сделал им замечание за распитие алкоголя в подъезде. Преступники весь процесс не признавали вину, а их родственники и знакомые до конца отказывались верить в совершенное ими убийство, тем более полицейского. Было проведено около 30 различных экспертиз, на суде адвокаты противостояли стороне обвинения, но виновные были справедливо наказаны. Одному дали 15 лет заключения, другому – 18. Приговор осужденные обжаловали в Верховный Суд, но он остался без изменения.
В схватке с преступностью прокурор Протасов ведет себя, как в дзюдо, которым занимался во время учебы в институте. И до сих пор помнит слова тренера, который говорил: «Надо всегда идти до конца, до тех пор, пока не будет победного броска – борись». Бывало, что тренировка с пятиминутной борьбой на ковре настолько изматывала, что казалось, нет сил, но тренер стоял рядом и заставлял выкладываться по полной.
За те восемь лет, которые Протасов работает в Апшеронском районе, сначала заместителем, а с 2009 года прокурором, карательная практика стала считаться одной из самых суровых по краю. Прокурор считает, что прошли времена, как в начале 2000-х годов, когда по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков назначалась такая статья, что подсудимым удавалось «проскочить», получив минимальный срок. Видя жесткость наказания, преступные элементы делают вывод, что, занимаясь сбытом наркотиков, непременно сядешь лет на 10-12. Не припомнит Протасов ни одного случая за время своей работы прокурором, чтобы преступника по серьезной статье отпустили из-под стражи из зала суда. Линия, совместно выстроенная районной прокуратурой и судом, не позволяет получать малое наказание за сбыт наркотиков или иные тяжкие преступления.
Как говорит Протасов, к общему знаменателю по работе они приходят и с председателем суда, и с начальником полиции. Это отражается на районе: выстраивается четкое понимание одной общей цели и задач, которые необходимо выполнять. Показатели преступности снижаются, и роста, как по отдельным районам края, нет – об этом свидетельствует статистика.
Просчитывается им и любая заинтересованность в его персоне. Личные и рабочие отношения не должны сплетаться, глубоко убежден Алексей Владимирович, чтобы человек не запутался и не перешел тонкую грань. Дружба дружбой, а дела врозь.
– Такой чистой дружбы, какая была в детстве, уже не будет, – говорит он, не обольщаясь по этому поводу.
А вот для малоимущих граждан, инвалидов, детей-сирот двери прокурорского кабинета открыты всегда. К нему идут люди, которым нужна защита своих прав и которые не имеют средств на адвокатов. И прокурор им помогает взыскать заработную плату с должника-работодателя, восстановиться на работе, разобраться с нарушением прав детей в дошкольных и школьных учреждениях, рассмотреть иные социальные вопросы. Кредо Алексея Протасова как человека и как профессионала следующее – чем менее защищен человек, тем больше хочется ему помочь. И он помогает, даже если уже закончился рабочий день. В понедельник и пятницу к нему может обратиться любой с 10 до 12 часов. От своих помощников он требует, чтобы они внимательно относились к пришедшим на прием гражданам.
Неприемлемы для прокурора любые отступления от присяги, особенно такие уродливые явления, как пьянство или езда с нарушением правил, и которые, выливаясь в соцсети, становятся всеобщим обозрением. Он считает, что чем выше должность, тем скромнее должен быть человек.
Суровые условия жизни как стимул успеха
График работы прокурора предельно напряжен, поэтому о личном времени сведения скупые. Любит Протасов читать детективы, в свободное время может приготовить для семьи борщ или плов. Этому его научила мама, она у него любит готовить. Нравится работать с деревом – станок по деревообработке занимает важное место в гараже.
Самой большой ценностью Алексея Протасова была и остается семья.
– Со временем понимаешь, что с каждым годом таких людей не становится больше, их становится меньше. Наша ценность – в наших близких, в нашей семье. О них и нужно заботиться, – делится он.
Прокурор Протасов считает, что трудности, встретившиеся на его пути, только закалили, потому что все, что дается легко и просто в этой жизни либо с подачи родителей, занимающих высокий чин, не мотивируют так на успех. Чем более суровые условия жизни, получения образования и воспитания сопровождают человека, тем больше будет толка, считает Протасов.
Передать опыт, полученный им в свое время от наставников, он считает своим долгом и делом чести. Протасов не забывает о своих Учителях – тех, кого он называет легендой. Эти люди помогли ему состояться. Среди них, помимо Валерия Ефимовича Сидоренко, старший помощник прокурора Николай Николаевич Клевцов, который прослужил в прокуратуре 36 лет, воспитал десятки молодых специалистов, и портрет которого стоит на его рабочем столе.
Молодым специалистам и тем, кто только собирается пройти обучение и работать в системе прокуратуры, прокурор Протасов предлагает свою поддержку. Были бы стремление и мечта – та самая, которая еще со школьной скамьи, а это никак не зависит от социального положения.
Александр Ильченко, начальник Отдела МВД по Апшеронскому району:
– Прежде всего, мы коллеги и работаем на одно общее дело. С одной стороны, мы получаем поддержку и понимание, а с другой, что касается надзорной функции прокуратуры, послабления нам нет: если есть недочёты, то напишет представление и накажет. Прокурор Протасов четко разделяет работу и личные отношения.Анастасия Кротова, помощник прокурора:
– Работаем вместе больше четырех лет. За это время было много случаев, когда он мне помог. Например, когда я попала в больницу, он был из тех, кто звонил и узнавал мое состояние, спрашивал, какая требуется помощь и что нужно привезти. Это добрый и энергичный человек.Вадим Горлов, старший помощник прокурора:
– Мы вместе работаем два года. Профессионализм и справедливость Алексея Владимировича я отношу к его главным качествам. Он открытый и объективный руководитель, с ним можно советоваться по любым вопросам. Но если будут упущения – спросит жестко.