Многие из нас считают профессию библиотекаря скучной и монотонной. Но, проведя один день в детской библиотеке Апшеронска, я убедилась, что это не так. Попробую убедить в этом и читателей.
Рабочий день библиотекаря Людмилы Прокопчук начинается задолго до открытия храма книги.
– Я прихожу на работу и проверяю книжный фонд, все ли книги стоят на своих местах, ведь частенько дети ставят их туда, куда им удобнее. Так что томик Пушкина можно найти среди книг Носова или наоборот.
В 9.00 библиотека открывает двери и встречает своих ранних посетителей. Людмила Николаевна не просто выдает и принимает книги, но и пытается понять увлечения ребенка, чтобы подобрать книгу по интересам.
– У меня был случай, когда пришел мальчик, взял несколько книг по школьной программе, а потом и говорит: «Что бы мне еще взять?». Я говорю, что он же уже выбрал себе книги, на что ребенок выдал мне гениальную фразу: «Так это по программе, а я хочу еще что-нибудь для души».
Дети идут в библиотеку один за другим, и это меня, кстати, очень порадовало, ведь я была уверена, что подрастающее поколение ничего не читает и ничем не интересуется. Ошиблась!
На мое удивление, посетителями детской библиотеки являются и взрослые. За книгами для своих чад приходили мамы, папы, бабушки, дедушки.
– С недавних пор все книги делятся по возрастным особенностям. Есть специальные знаки 0+, 6+ и так далее. Книги 0+ берут взрослые, у которых дети еще не умеют читать.
В перерыве между общением с посетителями библиотекарю надо переделать много другой работы. Периодически фонд библиотеки пополняется новыми поступлениями, а чтобы посоветовать такую книгу детям, с ней сначала надо ознакомиться, затем завести на нее топографическую карточку и выставить на полку.
Тут же в библиотеку заходит очередной маленький читатель, который совершенно забыл название и автора книги.
– А помните, – выдает ребенок, – она была такого синего цвета в крапинку.
С улыбкой на лице Людмила Николаевна начинает наводящими вопросами выяснять, что же это за книга такая. И после нескольких минут она приносит ее на абонемент. Тут доносится радостный возглас ребенка: «Точно, она!».
– У нас еще не такие случаи бывали, – рассказывает библиотекарь. – Вместо «Капитанской дочки» Пушкина у нас просили «Дочку капитана», спрашивали книгу Гайдара «Чук и Грек», но это так, оговорки. А вот один требовательный читатель настойчиво выпрашивал у нас дать почитать ему стихи Гоголя. Мы попытались убедить ребенка в том, что стихов Гоголя не бывает, но последняя фраза мальчика, сказанная вполне серьезно, вызвала у нас бурю смеха: «Вы что, сейчас еще и учитель за ними придет!».
Подходит обеденное время. С удивлением узнаю, что обеденного перерыва в библиотеке нет.
– А как же? – спрашиваю я у Людмилы Николаевны.
– А вот так, обедаем по очереди, подменяем друг друга.
После небольшого перекуса Людмила Николаевна возвращается на рабочее место.
И снова за книгами приходят юные читатели. С одним из них тут же подклеивают «больную» книгу. С другим – подбирают литературу для написания доклада. Работа библиотекаря является и информационной, и образовательной, и досуговой.
Как только наплыв посетителей спадает, Любовь Николаевна берется обзванивать должников.
– Звоним родителям, напоминаем учителям, а иногда и самим детям передаем записки с наименованием книг, которые те не сдали. Все бывает, что же поделаешь, если забывают сдавать книги вовремя.
В 17.00 рабочий день библиотекаря заканчивается. Людмила Николаевна собирается домой. В этот день работы было сделано немало. Но это только часть. Бывают дни, когда она готовит и проводит массовые мероприятия для детворы. Вчера Людмила Николаевна выступала на районном библиотечном семинаре, к которому тоже очень кропотливо готовилась долгое время. Тема ее выступления называлась «Воспитание вдумчивого читателя».
Выходя в конце рабочего дня из библиотеки, я поняла, какое умиротворяющее действие оказывает она на людей. Наверное, именно поэтому библиотекари – люди спокойные и уравновешенные. А еще они просто любят книги.
Виктория Кузьминова.
«Апшеронский рабочий» №25 (10820) от 4 апреля 2015 г.