В мире много профессий, и каждая из них имеет свои плюсы-минусы и нюансы. Любую работу, кроме своей собственной, мы знаем поверхностно. Многие из них кажутся нам скучными и неинтересными. Но это только потому, что мы не знаем их изнутри. В своей рубрике я буду проводить один день с представителем какой-нибудь профессии и описывать этот день так, как я его увидела.
Все профессии хороши. Чтобы взглянуть на профессию продавца изнутри, я выбрала самую «сладкую» область – магазин конфет и кондитерских изделий.
Продавщица Елена просыпается рано. Пока мужа на работу и детей в садик и школу соберешь, самой на работу пора.
Магазин открывается в 8 утра, но Елена старается приходить раньше – за полчаса до открытия. Надо подготовить товар к приходу посетителей: раскладывает печенье и конфеты, выставляет минералку и напитки. Пытаюсь помочь. Получаю отрицательный ответ.
– Если нет санитарной книжки, нельзя, – говорит Елена. – Хоть и сладкие, но это тоже продукты.
Как только магазин открывает двери, начинается наплыв посетителей. Люди из близлежащих офисов бегут за выпечкой, которая здесь, кстати, всегда свежая.
– Мы много не заказываем, чтобы товар не залеживался. Никому не нужны сухарики вместо печенья. Поэтому поставщики привозят конфеты и выпечку почти каждый день.
Прошел час рабочего времени, а люди все идут и идут. Ни отойти, ни присесть. Удивляюсь выдержке Елены. Есть клиенты приветливые, заходят с улыбкой на лице. А есть и те, кто с утра всем недоволен. На моих глазах в магазин зашла женщина, взяла печенья на 40-50 рублей. Подает пятитысячную купюру.
– Извините, но у меня не будет сдачи. Нет ли у вас мелких денег? – вежливо спрашивает Елена.
– Что это за магазин, в котором сдачи нет, – возмущается женщина, доставая из кошелька 100 рублей.
– И таких за день может зайти не один десяток, – после ухода недовольной посетительницы объясняет Елена. – Но срываться нельзя, они все, хорошие ли, плохие, но клиенты.
В этот день в магазине было поступление товара. Прием – дело нелегкое. Надо накладные проверить, необходимые документы подписать, найти новому товару место. На время приема магазин не закрывается, покупатели терпеливо ждут свеженьких «вкусняшек».
Наконец, пришло время долгожданного обеда. Но обед у продавщицы понятие растяжимое. И порой оно растягивается не на один час. В обеденное время люди как раз и приходят, чтобы купить что-нибудь домой или на работу к чаю. Вот и получается, что только Елена успевает сделать глоток чая и надкусить пирожок, как кто-нибудь обязательно придет за покупками.
В общем, обеда как не бывало. А впереди еще несколько часов работы. И все так же, как в первой половине дня. Люди идут нескончаемым потоком. Кто-то купить, кто-то посмотреть, кто-то посоветоваться.
Наконец, на часах уже семь вечера. Трудовой день Елены закончился. Но остается сверхурочное задание: заполнение накладных, отправка заявок, написание ценников.
– Если не сделаю сегодня, то завтра придется намного раньше приезжать. Но если это можно и с утра сделать, то выручку подсчитать надо сегодня. Ее же надо сдать!
Я считать не взялась, вдруг ошибусь, а Елена умело ворочала купюрами, видимо, бухгалтерское прошлое не было забыто.
Теперь надо протереть полы и витрины от пыли. Мне доверяют влажную тряпку, и я еле-еле начинаю елозить ею по прилавку (замечу, я весь день сидела в сторонке и наблюдала, а Елена провела его на ногах). Завершился рабочий день около восьми вечера. У дверей магазина мы с продавцом сладостей Еленой разошлись в разные стороны. Я шла домой с мыслью, что со стороны работа продавца никогда не казалась мне такой сложной… Но и такой интересной.
Виктория Кузьминова.
«Апшеронский рабочий» №9 (10804) от 7 февраля 2015 г.