Открывая двери своего цветочного магазина, они всегда улыбаются. Ведь искренняя улыбка приятна не только человеку, но и живым цветам, из которых флористы создают простые и замысловатые букеты. Один день в цветочном магазине, пожалуй, самый приятный из всех, которые мне когда-то довелось провести.
Рабочий день Тамары Бебия и Натальи Московой начинается с 8 утра, но в преддверии праздников они выходят на работу задолго до этого времени.
– В эти дни много заказов, поэтому приходим раньше, – говорят женщины. – Люди идут на работу, а перед этим заезжают за цветами.
Зайдя в свой салон флористики, они сначала переодеваются. Одеваться легко не получается, так как цветы любят холод. Затем они осматривают своих подопечных и проводит для них утренний моцион: обрезают стебли, меняют воду в вазонах, убирают подвявшие листья.
– За каждым цветком нужен свой уход, – говорит Наталья Александровна. – Розы любят холод, частую смену воды и подрезание стебля. Срезать его надо наискосок, и чем больше косой срез, тем лучше. Через него розы питаются водой. Иногда жалуются, что цветы быстро вянут, но не ухаживают за ними должным образом. Меняйте им воду, подрезайте стебли, держите в прохладе, и тогда розы будут дольше радовать вас своим ароматом и красотой.
После всех необходимых процедур флористы приступают к созданию цветочных композиций и букетов.
Свой салон Тамара Бебия и Наталья Московая открыли три года назад. У Тамары Владимировны за плечами был большой опыт работы с цветами.
– Но одной магазин содержать трудно – это бизнес подвижный, энергозатратный, – объясняет флористка. – Мы и на базы сами ездим, так гарантировано приобретешь тот цветок, который тебе нравится и необходим в работе.
Во время беседы в салон заходят первые клиенты, заказавшие букеты для важного события. Но оказалось, что заказывал один человек, а забирали другие. Букеты их почему-то не устроили.
– А девушка, которая вчера их заказывала, была довольна, – говорит Тамара Викторовна, – это говорит о том, что сколько людей, столько и вкусов. Всем нравятся разные цветы, поэтому мы всегда советуем приходить не одному человеку, а нескольким. Тогда они смогут выбрать золотую середину. Но недовольных клиентов всегда меньше.
Для того, чтобы соответствовать потребностям покупателей, флористы отслеживают модные тренды в цветочной индустрии в Интернете, выписывают журналы с модными новинками.
– Пусть не все из них пригодятся в работе, но какие-то идеи, нюансы в оформлении стараемся оттуда почерпнуть, – рассказывает Наталья Московая. – Много интересных модных цветовых сочетаний встречается в журналах, варианты того, как украсить храм к пасхе или залы к различным праздникам. Кстати, оформляем не только цветочные букеты. В последнее время модно дарить оригинальные коробочки с печеньем. Такое мы тоже делаем, но так как это удовольствие не из дешевых, только на заказ.
Пока я беседую с флористами, в салон заходят клиенты. У всех свои требования и пожелания, каждому надо угодить. Ведь если букет сделан с душой, он всегда принесет адресату радость.
– Часто клиенты сами спрашивают какие-нибудь новинки. Мы всегда идем навстречу и находим желаемое. В последнее время в моду вошла упаковка в газетную бумагу, – рассказывают цветочные мастера. – Не подумайте, что мы в газету упаковываем. Это букеты, обёрнутые в жёсткую бумагу с изображением страниц старых газет. Она бывает в разной цветовой гамме, поэтому подойдет к цветам любых оттенков.
Очередные клиенты уходят довольные работой флористов. А у женщин есть время попить горячего чаю, ведь в салоне прохладно (что хорошо для цветов), и согреть может только он. Но удается это не всегда. Бывает, что за целый день и перекусить некогда.
Тем временем цветочным мастерам поступает заказ на создание нескольких букетов: они нужны студентам для экзаменов, чтобы украсить стол приемной комиссии. Тамара Викторовна и Наталья Александровна приступают к творчеству, ведь иначе создание цветочных композиций и не назовешь.
– Чаще всего, конечно, цветы покупают на 8 марта, день влюбленных, – делится Наталья Московая, – к выходным часто берут цветы для молодоженов. Но и дни рождения никто не отменял. Есть и те, кто берут цветы для примирения со второй половинкой. Реже встречаются те, кто дарит букеты просто так, без всяких поводов.
Оказывается, определить по клиенту с первого взгляда, какие цветы он возьмет, невозможно. Бывает, что один и тот же человек для разных поводов берет разные цветы.
– Мы стараемся никогда не навязывать клиенту свое мнение, – говорят флористы, – вот хочет он сочетать несочетаемое, пусть. В конечном результате он либо уходит довольный, либо понимает, что так не пойдет, и просит переделать. Мы всегда идем навстречу. Желание клиента – закон.
Рабочий день цветочных дел мастеров сегодня заканчивается в семь вечера. Но так бывает не всегда. Когда заказов много, женщины признаются, что могут работать и до позднего вечера.
– Главное, что от своей работы мы получаем полное удовлетворение, – говорят они, – ведь редкая женщина может похвастаться, что она каждый день утопает в цветах. А мы можем.
Виктория Кузьминова.