Иван Борисович Духин

0
768

Иван Борисович Духин — единственный 92-летний ветеран Великой Отечественной войны Новополянского поселения. Живет он в станице Самурской, где и родился, там же жили его дед и прадед.

Когда началась война, Ивану исполнилось 15 лет. Он помнит, как в августе 1942 года приближались фашисты к станице, как слышались выстрелы. В Самурской тогда располагалась животноводческая ферма, и ее хотели эвакуировать в Грозный, но не успели. Жители, узнав о наступлении, угнали скот в горы.

«У нас в доме, где я жил с матерью, квартировал немец. Иногда он приносил что-нибудь из продуктов и угощал нас.Вреда от постояльца не было, напротив, он предупреждал нас, когда готовились облавы».

За всю его жизнь не стерлась из памяти трагическая гибель разведчицы. Как-то вечером раздался стук в дверь. Вошла какая-то женщина и попросилась на ночлег, но узнав, что в доме немец, ушла. Как потом оказалось, это была разведчица. Кто-то из местных сдал ее врагам, указав на кукурузное хранилище недалеко от станицы, где та пряталась. Фашисты устроили публичную казнь, согнав жителей на площадь.

Разведчицу вывели, руки у нее были связаны колючей проволокой, а на голове был красивый белый платок. Шла она, спотыкаясь, и плакала. Ее подвели к виселице, накинули на шею веревку, но она еще пыталась сопротивляться. Последними словами женщины стали «Я не виновата». Неделю висело тело разведчицы в центре станицы, потом ночью его убрали». (Прим. автора: речь идет о разведчице Восемнадцатой армии Ольге Шиловой).

В январе 1943-го Самурская была освобождена от фашистов. Иван Борисович вспоминает, как перед этим событием русские полицаи посадили много станичной молодежи в поезд и увезли в неизвестном направлении, но Духину удалось бежать. Когда станицу Апшеронскую освободили, пленных немцев вели по центральной улице Первомайской. «И вот я слышу, кто-то меня окликает. Оглядываюсь, а это наш немец-квартирант. Он кричал мне: «Ваня, плен, карашо». Это означало, что он был взят в плен, и это хорошо, потому что остался жив» .

Весной 1943, когда Ивану Духину уже исполнилось 17 лет, его призвали на фронт — пешком он ушел в Майкоп. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, взятии Кенигсберга, дошел до Пруссии. За мужество и героизм награжден наш земляк орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга».

1+

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя