Для старческого возраста очень важным является определение функциональной способности конкретных систем и органов по ряду причин. Из них в первую очередь нужно отметить тот факт, что в течение нашего столетия очень заметно изменился характер болезней. В настоящее время доминирующую роль играют хронические заболевания, причем во многих случаях они являются неизлечимыми. Это особенно важно для старых людей, у которых зачастую обнаруживается целый “букет” таких хронических болезней. В старости особенно важным и значимым является даже не само по себе наличие той или иной болезни, сколько то, в какой степени оно ограничивает повседневную деятельность личности.
Общеизвестно, что нормально жить — это уметь удовлетворять насущные, умственные и социальные потребности, быть независимым в их исполнении. Но как ни прискорбно, следует также признать, что в конце концов наступает период, когда старый человек не может удовлетворить свои потребности, физическое и психическое одряхление ставит его в полную зависимость от окружающих. Исследования показывают, что 80% лиц в возрасте 75 лет и старше не в состоянии обходиться без посторонней помощи.
Существуют ведущие причины инвалидности:
- болезни системы кровообращения;
- злокачественные новообразования;
- болезни нервной системы, психические расстройства;
- болезни костно-мышечной системы;
- болезни органов дыхания.
Эти пять классов болезней являются причинами более 75% случаев инвалидности.
Ведущие причины инвалидности в значительной мере определяются возрастным составом инвалидов. Так, около 60% лиц, впервые признанных инвалидами, имели пенсионный и пожилой возраст (мужчины — старше 60 лет, женщины — старше 55 лет). В свою очередь, нозологический и возрастной состав инвалидов, определяют структуру инвалидности по тяжести. Подавляющее большинство инвалидов (около 70%) имеют вторую группу, доли инвалидов первой и третьей группы также примерно одинаковы.
Наиболее массовыми причинами инвалидности граждан пожилого возраста в РФ являются инвалиды вследствие общего заболевания (95.4 %), затем следуют инвалиды вследствие трудового увечья или профессионального заболевания (4.3%) и инвалиды вследствие радиационных аварий и катастроф (0.3%).
В половозрастной структуре инвалидности в пожилом возрасте, преобладающее число женщин. Это объясняется низкой продолжительностью жизни у мужчин в России, то есть до пожилого возраста многие представители мужского пола просто не доживают.
На первом месте по причинам инвалидности граждан пожилого возраста находится болезни системы кровообращения. Это не случайно, так как с возрастом происходят изменения в сосудах. Структура сосудистой стенки меняется с возрастом у каждого человека. Постепенно атрофируется и уменьшается мышечный слой каждого сосуда, теряется его эластичность, появляются склеротические уплотнения внутренней стенки. Это сильно ограничивает способности сосудов к расширению и сужению, что уже является патологией.
В первую очередь страдают крупные артериальные стволы, особенно аорта. У пожилых и старых людей значительно уменьшается количество действующих капилляров на единицу площади. Ткани и органы перестают получать необходимое им количество питательных веществ и кислорода, а это ведет к их голоданию и развитию различных заболеваний.
С возрастом, при утрате крупными сосудами эластичности и увеличении периферического сопротивления мелких сосудов, повышается артериальное давление (особенно систолическое). Венозное же давление снижается. Это связано с ослаблением тонуса, снижением эластичности венозных стенок, что ведет к расширению суммарного просвета венозного русла.
В пожилом и старческом возрасте уменьшается величина минутного объема сердца (минутный объем — количество крови, выбрасываемое сердцем за одну минуту). Это снижение в основном связано с урежением ритма сердечных сокращений и снижением ударного объема сердца. Так как с возрастом падает основной обмен, то уменьшение минутного объема сердца можно рассматривать как закономерную реакцию организма на уменьшение потребности тканей в кислороде.
У пожилых и старых людей на фоне сниженного сердечного выброса наблюдается активное перераспределение регионарного кровообращения. При этом мозговое и коронарное кровообращение почти не меняется, а почечное и печеночное значительно снижаются. Такая перестройка системы гемодинамики частично компенсирует увеличение энергозатрат при работе сердца в условиях увеличения сопротивления сердечному выбросу, связанного с повышением периферического сосудистого сопротивления.
Чем старше становится человек, тем большее количество мышечных волокон сердечной мышцы атрофируется. Развивается так называемое «старческое сердце». Идет прогрессирующий склероз миокарда, и на месте атрофированных мышечных волокон сердечной ткани развиваются волокна нерабочей соединительной ткани. Сила сердечных сокращений постепенно снижается, происходит все более усиливающееся нарушение обменных процессов, что создает условия для энергетически-динамической недостаточности сердца в условиях напряженной деятельности. В результате всех вышеперечисленных процессов с возрастом физическая работоспособность сердца падает. Это ведет к ограничению диапазона резервных возможностей организма и к снижению эффективности его работы.
Среди злокачественных новообразований у мужчин пожилого возраста распространено: опухоль предстательной железы (33%), злокачественное образование на легких (13%), новообразования примой кишки (10%), меланома (5%). У женщин наиболее распространенными злокачественными новообразованиями являются: молочная железа (32%), легкие (12%), прямая кишка (11%), эндометрия — матка (6%). Но самые тяжелые последствия приводящие чаще всего к инвалидности, или смертельному исходу обусловленными злокачественными новообразованиями на легких.
Общеизвестно, что с увеличением возраста нарастает частота психических заболеваний. Общим для всех видов атрофически-дегенеративных деменций старческого возраста является характерное постепенное и незаметное начало, хронически-прогредиентное течение, необратимость атрофического процесса, проявляющаяся в терминальной стадии болезни в виде тотальной или глобальной деменции.
В последние годы все больше исследователей не проводят различия между сенильной деменцией и деменцией (болезнью) Альцгеймера. Эти психиатры выделяют сенильную деменцию типа Альцгеймера с началом в 50-65 лет (раннее начало) и сенильную деменцию типа Альцгеймера с началом после 70 лет (позднее начало) и кратко обозначают СДТА. В геронтопсихологической литературе все чаще появляются сообщения, что распространение СДТА приобретает характер эпидемии. Обыкновенно начало заболевания приходится на 45-60 лет, а 1/4 всех случаев — старше 65 лет. Женщины болеют в 3-5 раз чаще мужчин .
Нарушения памяти занимают центральное место в процессе распада психической деятельности: постепенно развивается полная амнестическая дезориентировка, аутопсихическая дезориентировка, достигающая степени неузнавания собственного изображения в зеркале (симптом зеркала). Обязательна потеря автоматизированных привычек: больные забывают самые привычные действия, как одеться, раздеться, приготовить пищу, стирать и т.д. Эти расстройства праксиса (движения) достигают полной апраксии, всякое направленное действие становится невозможным, нарушается столь автоматизированное действие, как походка.
Расстройства речи проявляются в амнестической и сенсорной афазии, в конце концов речь состоит из отдельных логоклоний, эхололий, итераций. Глубоко нарушается чтение (алексия), письмо (агрофия), счет (акалькулия), пространственное познание (агнозия). В терминальной стадии наступает психический и физический маразм: появляются хватательные и сосательные автоматизмы, насильственный плач и смех, эпилептиформные припадки, различные неврологические синдромы.
Деменция, обусловленная болезнью Паркинсона. Заболевание относится к развивающимся в пожилом и старческом возрасте дегенеративно-атрофическим расстройствам экстрапирамидной системы. Болезнь начинается в 50-60 лет медленно и незаметно, течение ее хроническое и проявляется неврологическими синдромами. На ранних этапах заболевания отмечается раздражительность, аффективная лабильность и назойливость, расстройства в запоминании, репродукции, бескритичность на фоне благодушно-эйфорического настроения. Большинство исследователей склоняются к наследственному характеру заболевания.
Большую роль играют болезни костно-мышечной системы и соединительных тканей, так как именно болезни этой группы ограничивают пожилых людей в движении, часто приковывают к постели и забирают способность к самообслуживанию.
Тяжелые дегенеративные процессы в суставах — артрозы делают невозможным передвижение, в основном, если процесс идет в бедренных и коленных суставах и позвоночнике. Происходит деформация и обездвиженность суставов и человек не может двигаться.
Коксоартроз — артроз тазобедренного сустава — наиболее тяжелый вид артроза, протекающий с болями при опоре на ногу, хромотой, а в дальнейшем и значительным ограничением всех движений в суставе, укорочение конечности вследствие подвывиха головки бедра вплоть до полной обездвиженности в суставе и невозможности движения. Наиболее плохой прогноз при коксоартрозе — неподвижность тазобедренного сустава.
Гонартроз — поражение коленного сустава. При его поражении появляются тупые боли, особенно при спуске с лестницы. Артроз коленных суставов наступает нередко в результате их постоянных перегрузок. Болезнь чаще развивается у женщин, страдающих ожирением, обычно в сочетании с деформациями стоп.
Деформирующий полиартрит, в основе которого лежит воспалительный процесс, чаще всего поражает мелкие суставы, приносящие много неудобств в быту, трудности при умывании, приготовлении пищи, написании письма и т.д. Такие старые люди становятся совершенно беспомощными в любой мелочи, требуют за собой ухода.
Остеохондроз — дистрофические изменения позвоночника — одна из самых распространенных патологий в возрасте после 50 лет.
Заболевания органов движения и опоры являются главной причиной старческой дряхлости и немощи. На органах движения можно более отчетливо, чем на любых других органах, проследить, как происходит наслоение процессов старения на хронические заболевания суставов, костей, мышц и связочного аппарата. Поскольку эти процессы протекают медленно, но неуклонно, с годами функциональные возможности органов движения снижаются, появляются различные недомогания. Наконец, нарушение подвижности суставов заходит так далеко, что старый человек не только получает инвалидность, но и оказывается прикованным к постели.