Трагедия наркомании

0
473

Сегодня наркомания поразила все страны мира, число употребляющих наркотики превышает 200 млн. человек. По самым приблизительным оценкам специалистов, от 3 до 4 процентов жителей планеты употребляют наркотики.
Наркотическая зависимость носит более выраженный характер по сравнению с алкогольной. Очень быстро вытесняется все, не относящееся к пагубной привычке, быстрее наступает опустошенность. Круг общения сужается и охватывает в основном тех, кого объединяет наркотическое пристрастие. Лица, злоупотребляющие наркотиками, стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Начинают проявляться характерные изменения личности по наркоманическому типу. Среди лиц, употребляющих наркотики отмечается низкий процент трудовой занятости, высокая частота криминогенного поведения и судимостей, нарушения семейных связей, повышенный суицидальный риск. Следует отметить и высокую смертность больных наркоманиями. Кроме того, наркомании являются группой высокого риска развития гепатитов, ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Наркомания – это трагедия семьи и общества в целом. Это тяжелая болезнь, которая крайне сложно и длительно лечится. Главным условием выздоровления больного остается осознанное желание вылечиться. Врачи причисляют к излечившимися от наркомании лиц, которые не употребляют наркотики более 1 года. Таковыми являются всего 5-6%. Однако, даже после 20-летней ремиссии (перерыва)  бывший наркоман все еще считается наркоманом – их врачи называют «пассивными». За всеми этими сухими и безликими цифрами стоят изломанные, искалеченные судьбы огромного количества людей.

Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости не абсолютны, но часто помогают в определении лиц, употребляющих наркотики. Наружность их не бывает совершенно ужасной. Если ориентироваться на внешние признаки, следует помнить, что они не подходят к наркоманам с небольшим стажем.

Среди косвенных признаков можно выделить следующие:

  • длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки;
  • неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения;
  • отрешенный взгляд; часто — неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук;
  • темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»;
  • осанка чаще сутулая; невнятная, «растянутая» речь;
  • неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
  • явное стремление избегать встреч с представителями властей;
  • раздражительность, резкость и непочтительность в ответах на вопросы;
  • следы от уколов они обычно не показывают, но иногда их можно заметить на тыльной стороне кистей.

Наркоманы со стажем делают себе инъекции куда угодно, и следы нужно искать во всех областях тела, не исключая зоны кожи на голове под волосами, часто следы уколов выглядят не просто как множественные красные точки, а сливаются в плотные синевато-багровые тяжи по ходу вен.

Иногда общие для всех наркотиков признаки считают «вполне нормальным для подростка поведением», хотя это не совсем так. А именно:

  • нарастающая скрытность ребенка (возможно, без ухудшения отношений с родителями), сопровождающаяся учащением и увеличением времени «гуляний», у него падает интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби, родители узнают о прогулах школьных занятий, снижается успеваемость;
  • увеличиваются финансовые запросы, и подросток активно ищет пути их удовлетворения (начинают пропадать деньги из родительских кошельков и ценные вещи из дома);
  • появляются новые подозрительные друзья (но вначале молодой человек обычно встречается с весьма приличными на вид наркоманами) или поведение старых приятелей становится подозрительным (разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении);
  • настроение меняется по непонятным причинам (очень быстро и часто не соответствует ситуации).

Стремление к приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте из любопытства и носит коллективный характер. Эффект заключается в том, что развивается состояние, напоминающее опьянение, головокружение, «взлёт», повышенное настроение, беспечность. Могут возникать галлюцинации типа мультипликаций. Возможны случаи смерти во время вдыхания в результате паралича дыхательного центра, асфиксии. Регулярные употребления приводят к стойким психическим нарушениям: ухудшением памяти, нарушением эмоционально-волевой сферы, снижением сообразительности, задержкой развития умственных способностей сопровождается низкой успеваемостью, нарушением дисциплинарных норм, агрессией, противоправными действиями, возникают и стремительно нарастают необратимые тяжелые поражения внутренних органов, головного и костного мозга, приводит к смертельным исходам.

Непосредственной мотивацией, кроме поиска необычных сильных ощущений, является пассивное подражание товарищам, что отражает незрелость психики подростков, их психический инфантилизм. Среди злоупотребляющих ингалянтами имеется значительное число лиц с признаками поражения мозга и примитивностью интересов.

Важно обратить внимание на изменившийся внешний вид ребенка. Такие подростки выглядят исхудавшими, бледными, пренебрегают гигиеной, не следят за собой. У них пропадает аппетит, нарушается сон. Подростки становятся утомляемыми, плаксивыми и раздражительными, чего ранее родители за ними не замечали.

Одним из косвенных признаков наркотизации служит и изменение поведения подростков. При наличии влечения оно становится неуправляемым. Они становятся грубыми, раздражительными, дерзкими, на вопросы родителей «огрызаются», отказываются подчиняться, перестают ходить в школу, почти не бывают дома, все время проводит среди сверстников, которые собираются где-нибудь в укромном месте для употребления наркотически действующего вещества. При систематической наркотизации у подростков уже нет ни времени, ни желания самостоятельно зарабатывать. В дальнейшем им грозит высокий риск злокачественного течения наркомании и психической деградации.

При обрыве приема препарата возникает синдром отмены: возникает подавленное настроение, злобная раздражительность, головная боль, гипергидроз, судорожные подергивания мышц, расширение зрачков, дрожание пальцев рук, век и языка, повышение сухожильных рефлексов, двигательное возбуждение. Появляется тревога, настороженность, неприятные ощущения в разных частях тела. Больные скандальны и агрессивны, угрожают самоубийством. Затем аффективность разряжается, возникает тоска, снижается двигательная подвижность, они лежат в постели и жалуются на различные неприятные ощущения во всем теле. Состояние ухудшается в течение 4–6 дней. Затем постепенно проявления абстиненции проходят, но не длительное время остается раздражительность, недовольство, приступы тоски или злобы, бессонница.

Лечение наркомании – задача очень сложная. Несмотря на это, шансы на спасение для наркомана существуют почти на каждой стадии, но чем дольше ребенок принимает наркотики, тем больше они уменьшаются. К сожалению, у самого подростка нет мотивации к излечению от наркомании. Мир, в который уходит наркоман, — мир удовольствий, радости, а мир, в который он возвращается, полон проблем, непонимания, боли.
Наркоманию должны лечить, как нарколог, так и психолог. Методы фармацевтического лечения являются лишь вспомогательными и эффективны только в первой, самой короткой стадии этого процесса.
Первый (самый короткий) этап лечения – нейтрализация яда в организме (детоксикация).

Второй этап – устранение последствий отравления. Медицинские меры на этом этапе направлены на лечение больного с целью нормализации возникших в организме изменений и на общее укрепление организма.
Третий этап – соответствующие меры по преодолению привычки. В этой фазе лечения преобладает воспитательное воздействие. Цель – вызвать у больного отрицательное отношение к наркотическому пристрастию. На этом этапе ведущую роль играет психотерапевт, психолог и педагог-ресоциолог. Цель ресоциолизации – возврат человека к нормальной общественной жизни в соответствующей лечебно-воспитательной обстановке.

В целях профилактики наркомании целесообразно проводить последовательно мероприятия по предупреждению употребления наркотических средств в школах, ПТУ, высших и средне-специальных учебных заведениях. Школьные программы должны стать наиболее распространенной формой антинаркотического просвещения. Параллельно необходимы программы для родителей, учителей, а также проведение профилактики на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не достигает подростков, которые больше всего в нем нуждается, тех, кто редко посещает школу или ушел из нее.

0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя