Сегодня уже мало кто знает о том, что когда-то вблизи хутора Зазулин был небольшой поселок с названием 44-й километр. Существовал он по временным меркам недолго, примерно полвека. Сейчас на том месте не осталось ничего, чтобы напоминало о некогда населённом пункте. Только лесная поляна да деревья, а также родник, который когда-то был для жителей источником воды. Кроме того, три гектара территории бывшего поселка было отдано под немецкое воинское захоронение.
Может быть, так и канул бы в вечность 44-й километр, если бы не инициатива жителей, выросших в нем. В 2011-2012 годах на старом, закрытом для захоронений Зазулинском кладбище инициативная группа установила два памятных знака. Один из них представляет собой камень, на котором увековечены имена 33-х мужчин, ушедших на фронт в 1941 году в первый день войны и погибших в разных местах нашей страны. Второй выполнен в виде комплекса, на котором размещены фамилии семей, живших в поселке 44-й километр.
Образовался в связи с лесопереработкой
Точной даты зарождения поселка в местном архиве не удалось найти, предположительно он возник в 30-е годы минувшего века в связи с образованием в 1929 году Апшеронского леспромхоза. Со слов проживающих когда-то там людей, а также в послевоенных архивных материалах он значится как хутор или поселок 44-й квартал, или 44-й километр. В Апшеронском архивном отделе имеется запись в экономической справке от 1958 года за подписью инструктора райисполкома Рублевского: «Населенный пункт в 44 кв. Апшеронского лесхоза возник в связи с организацией в этом районе лесоразработок Апшеронским лесокомбинатом Крайтопуправления и массовых санитарных работ, проводимых Апшеронским лесхозом. Поселок расположен на востоке от города Апшеронска и входит в административное обслуживание Апшеронского городского Совета. Расстояние от г. Апшеронска 11 км. В поселке проживает 193 человека в 58 дворах. Жители поселка в основном работают на лесоразработках Апшеронского лесокомбината Крайтопуправления и частично на санвырубке в Апшеронском лесхозе. В поселке имеется начальная школа и магазин ОРСа Апшеронского ЛПХ. Поселок соединен с городом Апшеронском профилированной гравийной дорогой».
Много подробностей рассказала одна из активистов инициативной группы по увековечиванию памяти о поселке Анастасия Тимофеевна Воронкова (односельчане знают ее как Надежду Потапенко). Родилась она в 1940 году, и ее детство и юность прошли там. Она многое помнит по рассказам родителей о довоенных и военных годах своей малой родины, знает лично о послевоенной жизни. На основе этих воспоминаний ее муж Валентин Михайлович Воронков (ныне покойный) написал несколько рассказов, которые вошли в его авторский сборник за 2011 год. Один экземпляр сборника «Рассказы» есть в читальном зале межпоселенческой библиотеки.
Итак, на основе этих воспоминаний получается следующая история. В довоенные годы возник и стремительно разросся поселок 44-й километр. Мужчины работали в леспромхозе на заготовке леса. А женщины на лесозаводе перерабатывали древесину. В поселке имелась вся необходимая инфраструктура: лесозавод, добротные жилые бараки и дома, магазин (хлеб привозили из города), медпункт, сельский клуб, баня, три благоустроенных родника для забора питьевой воды. После войны построили начальную школу № 10. Проживающая тогда 51 семья были, в основном, многодетными, имели от трех до семи детей. Родители Анастасии Тимофеевны: Тимофей Петрович и Ольга Дмитриевна Потапенко, а также родители мамы: Кирносовы Дмитрий Андреевич (1864 г.р.) и Матрена Ананьевна (1866 г.р.) поселились в поселке в 1937 году, прибыв из Воронежской губернии. До начала войны в молодой семье родились две дочери Раиса и Надя, в послевоенное время – сын Николай.
Опаленные войной
Мирную жизнь поселка 22 июня 1941 года, как и всей страны, нарушило страшное известие — началась Великая Отечественная война. В первый же день на фронт ушли все мужчины, в их числе и Тимофей Потапенко. Остались старики, женщины и дети. Со страхом ожидали они прихода врагов. Немцы появились в августе 1942 года. В одном из бараков поселка поселились немец и четверо бандеровцев. Жизнь селян стала напряженной, опасной. Так, после ареста была расстреляна вместе с грудным ребенком Раиса Шевченко – жена офицера-фронтовика, бывшего начальника пожарной охраны Селиверста Захаровича. Сам он погиб на фронте в 1944 году. А в Рождество 1943 года произошел ещё один трагический случай – карательный отряд немцев согнал из домов всех жителей на расправу якобы из-за того, что они снабжали партизан продуктами питания. Тех, кто не мог идти – расстреливали на месте. В результате, в своих домах были расстреляны больные престарелые женщины Кравцова, Тищенко, Вильямовская. В тот же день, 7 января немцы взорвали лесозавод, сожгли конюшню. Стариков, женщин и детей колонной повели в Зазулин, где провели окончательную чистку. Старикам предъявляли связь с партизанами. Их отстоял зазулинский староста. После этого всех погнали дальше, в Апшеронск. Разместили на территории конторы леспромхоза.
По словам Анастасии Тимофеевны, недолго пробыла в леспромхозовских бараках в холоде и голоде их семья: дед с бабкой, мать, две ее тетки и трое ребятишек. Дед повел их обратно в поселок, где они поселились в поселковой бане и жили там, пока не кончилась война. В ноябре 1945-го вернулся домой отец. Услышав раздающиеся по поселку крики: «Потапенко домой идет!», маленькая Надя побежала навстречу усталому мужчине, обняла за кирзовые сапоги…
Не вернулись с войны те, чьи имена увековечены на памятном камне (не все с инициалами): Агеев Ф.К., Бабицкий Д.Ф., Бессарабов К.С., Беличенко П.О., Грибанов, Захаров П.С., Ильченко И.А., Крахмалев М.А., Калиниченко А.Т., Кравцов Н.Ф., Кравцова, Крайнев М.И., Лабодин Г.А., Клочков М.Ф., Марченко А.Е., Маршалкин, Пузиков Е.В., Пузиков Г.В., Прокудин Е.Г., Вильямовская, Рябченко В.Н., Семилетов Н.Ф., Слащёв, Стребков Д.Ф., Тищенко И.К., Тищенко, Тучков, Шевченко Е.З., Шевченко Р., Шевченко Г.С., Штепин Н. А., Фисенко, Яценко Г.С.
Солнечный закат поселка
После войны жизнь в поселке налаживалась, активно он начал отстраиваться в 47-49 годах. Жителям нарезали планы, выстроили целую улицу, школу-семилетку, конюшни, лесозавод. Пошли в школу и сестры Потапенко. Из педагогического состава Анастасия Тимофеевна помнит директора школы Петра Ивановича Клочкова, учителя алгебры Раису Ивановну Харченко, учителей Нину Александровну Степанову и ее дочь Галину. Другая моя собеседница Раиса Дмитриевна Лихонина (по мужу Горецкая) назвала фельдшера Владилену Нагорную, продавца сельского магазина Надежду Каримову.
Для послевоенного поколения это было счастливое время. Детвора и молодежь днем учились в школе, помогали родителям, а все вечера проводили на улицах в больших дружных компаниях. В сельском клубе устраивали танцы. Николай Слащев играл на балалайке, его друг Виктор (фамилию не помнят) – на баяне. Два раза в неделю из города привозили кино, книги. Нередко дружба молодых людей перерастала в любовь. Так произошло и с одноклассниками Раисой Лихониной и Григорием Горецким. Когда парень пришел из армии, они поженились, жили в поселке. Там же родилась их дочь Надежда, второй ребенок – сын Юрий появился, когда они 1960 году переехали в Апшеронск.
К началу 60-х годов местная власть приняла решение о переименовании поселка из 44-й километр в Солнечный. В вышеупомянутой экономической справке указано: «Жители поселка единодушно высказались за присвоение наименования «Солнечный», потому что поселок расположен на солнечной стороне склона горы». В Апшеронском архивном отделе хранится решение исполнительного комитета Апшеронского городского Совета депутатов трудящихся от 14 ноября 1958 года. На Совете был заслушан доклад начальника БТИ Т. Фурсова о переименовании населенного пункта 44-й километр в поселок Солнечный. Решение было принято в присутствии председателя исполкома Н. Асабина.
Но с новым солнечным именем поселка жителям пришлось наблюдать только его закат. Как пишет в своем рассказе Валентин Воронков, в начале 60-х годов поселок был признан бесперспективным. Закрылись школа, медпункт, магазин. Селянам предложили земельные участки под строительство жилья в Апшеронске. Переезжая, люди забирали не только нажитой скарб, но и, разбирая свои дома, увозили доски и кирпичи. Семья Потапенко построила дом за Ленинским мостом по улице Грушовой. И сегодня в этом родительском доме проживает брат Анастасии Тимофеевны — Николай Тимофеевич. И сама она, выйдя замуж, переселилась всего-то на соседнюю улицу.
Память, переданная поколениям
Несмотря на то, что со временем от поселка не осталось и следа, невидимые нити дружбы на всю жизнь связали выросшее там поколение. На протяжении долгих лет одноклассники, соседи и друзья часто собирались в дружную компанию на дни рождения и праздники. А потом их ряды стали редеть. Вот уже 12 лет, как ушел из жизни Григорий Горецкий – главный инициатор многих встреч. Его супруга Раиса Дмитриевна вспоминает, что он удивительным образом находил всех и собирал на очередную встречу.
Уходили из жизни жители поселка, а вместе с ними и память о том, что он был. И однажды несколько человек решили, что так нельзя. Что необходимо каким-то образом увековечить память о нем и его жителях. Так Анастасия Воронкова, Валентина Стерехова, Мария Колосова приняли решение создать комплекс, на котором будут размещены фамилии почти всех семей, проживавших в поселке 44-й километр. В этом им очень помогли откликнувшиеся Александр Лободин, Валентин и Николай Помазановы, Владимир Прокудин и другие. Проживающие в Апшеронске односельчане собрали деньги, на которые были закуплены металл и другие необходимые средства. Комплекс получился в виде триптиха, который установили у подножия старого Зозулинского кладбища. А вскоре там же по содействию поисковой организации «Арсенал» города Хадыженска был установлен камень с фамилиями сельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Об этих памятных знаках знают дети и внуки инициаторов. Ведь они вместе с родителями, бабушками и дедушками часто приезжают сюда, чтобы почтить память ушедших, навести вокруг порядок. В их числе – родные Анастасии Тимофеевны: дочь Лида, внучки Оксана и Анастасия, правнучка Ариша. А чтобы об этом не забывала и общественность, активисты обратились в администрацию Апшеронского городского поселения и отдел по делам молодежи. Так что сотрудники этих учреждений также бывают здесь и при необходимости наводят порядок. Кроме того, по инициативе власти на въезде в кладбище установили шлагбаум для тех, кто повадился завозить на машинах мусор на территорию кладбища.
Активные жители бывшего поселка надеются, что сделали все, что смогли для памяти о своей маленькой, солнечной родине. И пока живы, не перестают посещать родные места, где, глядя на поляну с разнотравьем, по-прежнему видят милые сердцу улочки и дома.