Рассказ-быль: Красный стрептоцид

0
723

Это происходило в далёкие послевоенные годы. Чудесное майское утро в Джамбуле.(Ныне г. Тараз.)

Накануне прошёл проливной дождь, и вся природа вместе с нами дышала полной грудью. Мы — это отощавшие за годы войны школяры начальной школы, расположенной на берегу центрального городского арыка. Вставало яркое солнце, ласково пригревавшее спины слегка продрогших ребят, построенных тремя отрядами на утреннюю пионерскую линейку. Все по форме: белый верх, тёмный низ, при красных пионерских шелковых галстуках, завязанных двойным узлом или закреплённых на шее специальным зажимом-значком с изображением пионерского костра. Все чистенькие, отутюженные, бодрые, под стать этому свежему утру. После подъёма красного флага на флагштоке, доклада командиров отрядов старшей пионервожатой о наличии пионеров, чётко и громко произнесенных хором слов благодарности вождю: «Спасибо великому Сталину за наше счастливое детство!», все были готовы разбежаться. Однако слово взяла «директриса» (так мы называли директора школы) и сообщила всем нам удивительную новость. Оказывается, взамен замечательного лекарства «стрептоцид» наши советские медики изобрели ещё более полезный, свой — «красный стрептоцид», который будет необходимо принять всем перед уроками. Поэтому все «гуськом» должны подойти к Марии Ивановне, получить таблетку, положить её в рот и запить водой из бачка с фонтанчиком. Процедура была хотя и неожиданная, но настолько простая, что всё закончилось очень быстро и все разошлись по классам.

Наш четвёртый класс вёл Владимир Степанович, вероятно, самый старший по возрасту педагог, учивший детей ещё при царе-батюшке и даже награждённый за это медалью. Прежние замашки его проявлялись во всём. Он мог поставить нерадивого ученика у классной доски и, тыча в его лоб двумя перстами (фанерная доска при этом гремела, как барабан), повторять : «ду-би-на ты стро-е-ро-со-вая, когда до тебя что-то начнёт доходить…». А на диктанте, в полной тишине ( когда, как в песне: «только носики- курносики сопят») он потихоньку двигался по классу и вдруг «хлясь!» звонким шлепком метровой деревянной линейки по шее, свершил суд над подглядывающим в соседскую тетрадь. Примеры его были бесхитростны, но запоминались навсегда. Так, он рассказывал, что однажды наказал ученика за неправильно написанное слово — шёл. И что же вы думаете, говорил он, тот на странице приписал: «Владимир Степанович, я сто раз написал «шёл» и «ушол». А приводя пример того, что нужно обязательно ставить точки над буквой «Ё», говорил: вот представьте себе, как без них читалась бы фраза: «Идет дед несет лепешки с медом». Во всей школе только у него имелись цветные географические карты: мировых полушарий и СССР. Карты на марлевой основе были старенькие, истёршиеся на сгибах, изъеденные мышами. Старый педагог каждую неделю назначал дежурных, обязанных в выходной у него дома подклеивать сгибы карт газетой с мучным клейстером, что, вероятно, было вдвойне приятно мышкам. В свои 72 года он жил один в небольшом уютном домике с садом и часто угощал нас отменными фруктами редких сортов, которые выращивал сам с большим удовольствием и гордостью. Мне приходилось не раз наблюдать, как он вышагивал по мосту через арык, седой, поджарый, стройный, с бодрой и лёгкой походкой, полный собственного достоинства человек. Несмотря на свою чудаковатость, он имел мягкий, отзывчивый характер, добродушный и светлый нрав, за что и почитался нами и не имел никаких прозвищ.

После урока все, естественно, бежали в дворовый туалет и удивлялись, смеясь над красными струйками.

29.01.2017г. В. Маслов

P.S. Прошло много лет и только теперь у меня появилась полная ясность с красным стрептоцидом.

Выписка Википедии гласит:

Сульфаниламид был впервые получен в 1908 году при попытках синтезировать хороший краситель для текстильных материалов, родственный известному красителю анилину. Через двадцать лет на его основе синтезирован азокраситель пронтозил, у которого и была открыта сильная активность против стрептококков. Однако, впоследствии выяснилось, что он разлагается в организме с образованием сульфаниламида, и именно сульфаниламид обладает противомикробным действием. Пронтозил назвали красным стрептоцидом, а сульфаниламид — белым стрептоцидом. Широкое применение в медицине получил именно белый стрептоцид.

Print Friendly, PDF & Email
0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя