Высокая кадастровая стоимость объектов недвижимости продолжает оставаться для жителей Краснодарского края серьезной причиной для беспокойства, это стало ясно по итогам приемов граждан депутатом Государственной Думы Натальи Костенко. Особенно болезненна она для предпринимателей, которые вынуждены выплачивать за коммерческие помещения «кругленькие» суммы из своих не таких уж больших доходов, сокращая возможности для развития. Такого рода обращения поступили в адрес депутата из разных муниципалитетов Краснодарского края.
К примеру, Татьяна Шамсадова из города Армавира рассказала: Законодательное Собрание края увеличило ставку налога на имущество организаций, уплачиваемого с кадастровой стоимости недвижимости, с 0,5 до 2 процентов, что увеличило сумму налога для нее с 300 тысяч, до 1,6 млн. рублей. При этом налоговая требует уплатить ее уже в этом году, хотя Законодательное собрание края приняло решение только весной. Чтобы сделать это, предприниматель планирует взять кредит. Однако, возмущает ее не этот факт, а то что владельцы соседних помещений платят налог по инвентаризационной стоимости.
Непонятно, по какому принципу теперь строится налогообложение, если применяется разная налоговая база тем предпринимателям, чьи объекты находятся рядом, недоумевает она. Нет дифференцированного подхода к оценке коммерческой недвижимости с точки зрения ее экономической привлекательности. За разъяснениями она обращались в налоговые органы, но ответа не получила.
Юрий Шиканов из Лабинского района жалуется на то, что самостоятельно отстоять свои права не всегда удается. Больше года он пытается оспорить кадастровую стоимость своей коммерческой недвижимости. Обращался в Росреестр, получил ответ, что кадастровую стоимость устанавливают не они, а краевые власти. Соответственно налог приходится платить высокий, хотя реальная стоимость зданий намного ниже.
Как показал анализ практики обращений, жители Краснодарского края попросту не знают о новых правилах кадастровой оценки, которые действуют на федеральном уровне уже более года.
«А информационная деятельность ответственных органов в отношении новых законодательных актов также оставляет желать лучшего. Иначе как объяснить, что кубанские предприниматели не знают о том, что еще в начале января прошлого года вступил в силу Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которого «кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, в т.ч. для целей налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке», — резюмировала Наталья Костенко.
Проще говоря, закон устанавливает принципиально иной подход к методике оценки. Если при ранее действовавшем регулировании за основной показатель при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости принималась удельная кадастровая стоимость средняя по кварталу (району), то по новым правилам госоценщики учитывают индивидуальные характеристики объектов.
Также законом определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, который наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, специальное бюджетное учреждение. В Краснодарском крае таким учреждением стало ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – краевое БТИ».
Кроме того, законодатель предусмотрел право заинтересованных физических и юридических лиц, владеющих объектами, кадастровая стоимость которых подлежит определению, направлять в указанное бюджетное учреждение свои замечания либо дополнительную информацию об объекте в срок 50 дней со времени размещения в открытом доступе отчета об оценке. Если указанный срок будет заявителями пропущен, тем не менее, у них сохраняется право оспорить определенную кадастровую стоимость после ее утверждения в комиссию при бюджетном учреждении (БТИ). Если же заявители не будут удовлетворены также решением комиссии, то в любом случае за ними сохраняется возможность судебного оспаривания стоимости принадлежащих им объектов.
Как видим, новые правила, определенные Федеральным законом 2017 года «О государственной кадастровой оценке» значительно облегчают не только непосредственно процедуру оценки, но и позволяют устанавливать налоговые ставки в зависимости от характеристик и состояния объектов недвижимости. Только почему-то в Краснодарском крае они не действуют или действуют избирательно.
«Это серьезная проблема, которую я намерена в самое ближайшее время поднять перед руководством Росреестра и органами БТИ по Краснодарскому краю, — говорит Наталья Костенко. – Мягко говоря, вызывает недоумение тот факт, что Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», по которому страна живет с марта прошлого года, до сих пор «не прижился» на Кубани. И что предприниматели и физические лица вынуждены платить налоги на недвижимость по уже давно изжившим себя правилам и расценкам. Если ситуация в ближайшее время не будет изменена на региональном уровне, я обращусь с депутатским запросом в федеральный Росреестр, чтобы выстроить эту работу с федерального уровня. Кроме того, мониторинг правоприменения назначения кадастровой стоимости для предпринимателей остается у меня на контроле. Исходя из его итогов будет принято решение о дальнейшей корректировке законодательства в этой части: наша задача не допустить перегибов и сокращения предпринимательской активности в стране и в крае, особенно сейчас, когда пенсионная реформа требует от нас дополнительных усилий по созданию рабочих мест и стимулирования роста экономики. Мы не должны загонять наш бизнес за плинтус чрезмерными налогами».