Ардаваст Тулумджян: «Не пришло ли нам время просто жить?»

0
1089

Уважаемые читатели, сегодня я знакомлю вас с человеком, в котором сочетаются ум и утонченность, предприимчивость и душевная чистота, исследовательское начало и здравый смысл – те редкие качества, которые создают интересную и незаурядную личность.

Ардаваст Тулумджян

Если спросить Ардаваста Тулумджяна, кто он такой в собственном представлении, первое, что он ответит «Я – глава семьи, у меня есть супруга, дочь, сын, мама, брат Левон и его семья, другие родственники. Вот только отца, к сожалению, уже два года нет с нами».

Семья и ответственность за нее – именно с таким критерием он подходит к понятию зрелости человека.

– Мы много потеряли в войнах и репрессиях, в которых наш народ отдавал свои жизни, – рассуждает Ардаваст Левонович, – не пришло ли нам время просто жить, любя свою страну? Хватит отдавать жизнь за что-то. Докажи свой патриотизм тем, что ты живешь, стараешься и трудишься для своей семьи и государства.

Наследие дяди Гриши-миллионера

Семья Ардаваста Тулумджяна принадлежит к древнему роду амшенских армян. Отец его родом из Абхазии, а мама – из Апшеронска. Ардаваст родился в Сочи, но практически всю жизнь живет в Апшеронске и считает себя его коренным жителем.

Многие апшеронцы, вероятно, помнят дядю Гришу Папазяна – одного из первых предпринимателей района в 80-е годы, его еще называли «дядя Гриша-миллионер». Так вот это его дед по материнской линии, глава большой семьи, в которой было пятеро детей.

В начале 80-х годов дед занимался производством меда и поставлял его на кондитерские предприятия, даже на фабрику тульского пряника. Дед первым начал участвовать в кооперативном движении и в 1987 году открыл кооператив под названием «Каблучок». Привез настоящих мастеров из Армении, которые умели хорошо шить женскую обувь. Кооператив был большим, насчитывал до 70 человек. А обувь шили так качественно, что и через 10-15 лет находились женщины, которые рассказывали, что до сих пор ее носят. В 90-е годы, когда появились челноки, наводнившие рынок массовым товаром, индивидуальное производство обуви стало нерентабельно. Дед организовал работу цеха пиломатериалов, и этому предприятию под названием «Милена» уже исполнилось 30 лет. Миллионером дядя Гриша, конечно же, не был, но считал себя человеком зажиточным.

Дед в душе был верующим, хотя церковь не посещал. Был против убийства животных и бездумной вырубки леса: если срубишь дерево – посади новое. И еще дед никогда не бросал своих – подставлял плечо для поддержки близких, к которым он относил не только пятерых своих детей, но и братьев, племянников, зятьев, ведь семья была большая, насчитывала более 30 человек. А поддерживал как: не просто раздавал деньги, а обеспечивал работой на своем предприятии. Так и говорил: «Мои миллионы – это мои дети». Имея всего четыре класса образования, пройдя войну, отсидев в лагере в сталинские времена, дед оказал огромное влияние на Ардаваста. Он очень хотел, чтобы парень получил хорошее образование.

Своего прадеда со стороны отца Ардаваст нашел совсем недавно. Тот считался без вести пропавшим, как оказалось, во время войны умер в госпитале в Воронежской области. Дед со стороны отца Ардаваст, в честь которого он назван, был репрессирован 18-летним парнем только потому, что его отец пропал без вести. Ему удалось выжить на приисках Сибири, куда он был угнан и где больше года никто из ссыльных не выживал. Выжил потому, что крутил там «баранку», да и потом, вернувшись, всю жизнь отработал водителем на «скорой помощи». Его отец Левон был заядлым спортсменом, играл за футбольные команды Сухумского района, потом занялся предпринимательской деятельностью на своем предприятии.

Картинки детства

Ардаваст родился в Сочи, потом какое-то время жил с родителями в Сухуми, затем семья полностью обосновалась в Апшеронске.

– Мои картинки детства – это село Гумиста в Абхазии и станица Ширванская в Апшеронском районе, – делится воспоминаниями Ардаваст Тулумджян, – ширванскую Голышовку мы с другом Васей Горбуновым прошерстили всю – и огороды, и леса. Находили противотанковые пули, медали, палеонтологические находки в виде каменных плит со следами рыб и растений.

– Когда я пошел в школу в Сухуми, – продолжает он, – я вообще не знал русской речи, язык выучил за лето по книгам, много читая. До сих пор помню, как выглядела самая толстая из них в желтой обложке под названием «Былина о русских богатырях».

Зато учась в третьем классе апшеронской школы№2, он мог уже пол-урока рассказывать прочитанное. В старших классах штудировал классику, а на историческом факультете Кубанского государственного университета открыл для себя науку этнологию, изучающую народы-этносы, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, лингвистику, социальные отношения, психологию. В 1999 году, завершив обучение в университете по специальности историк, он поступает в аспирантуру на кафедру древнего мира и средних веков и пишет диссертацию по теме «Этнография амшенских армян». И в настоящее время планирует защитить научную степень кандидата этнографических наук.

Корни Амшена

Увлечение историей, страсть к исследованиям и полученные знания сподвигли его к созданию организации, которая могла бы вплотную заняться изучением истории и культуры армянской общины края для сохранения, а в некоторых случаях и возрождения утерянной армянской культуры. Так в 2000 году он основал Краевую общественную организацию – Армянский научно-культурный центр «Амшен».

– Мы впервые провели армянскую научно-историческую конференцию в Сочи, участвовали в проведении круглых столов, фестивалей и международных конференций организовывали экспедиции, – рассказывает Ардаваст Левонович.

Были научные поездки на конференции в Армению и Иран. Весь опыт он отразил в многочисленных статьях об истории и культуре амшенцев. В Апшеронском краеведческом музее целый год работала экспозиция, посвященная амшенским армянам, куда он передал предметы быта народа, музыкальные инструменты, карты, газеты.

Порыв души

Депутатская деятельность Ардаваста Тулумджяна начиналась в Новополянском сельском поселении, дважды избирался депутатом Апшеронского городского поселения, возглавлял «Союз армян России» Апшеронского района и четыре года — районный совет молодых депутатов. Сейчас, оглядываясь назад и оценивая свою работу в совете молодых депутатов, он считает, что местная организация по активности и эффективности деятельности была в первых рядах на краевом уровне.

– Я не ставлю задачу жить за счет общественной деятельности, — признается Ардаваст Левонович, – это порыв души, моя внутренняя потребность.

Вспоминает, какие горячие дискуссии разворачивались при обсуждении концепции герба города Апшеронска.

В процессе «мозгового штурма» некоторые предложения граничили с неуместностью, как, например, изобразить на гербе два пистолета. Тулумджян, хорошо изучивший историю города, предложил изобразить символ военного форпоста в знак основания города русской армией.

Еще он гордится тем, что удалось выполнить наказ своих избирателей и добиться асфальтирования улицы 9 января в Апшеронске. Вместе с депутатами второго созыва городского Совета Ириной Коломенской, Николаем Михайлец и Любовью Толстой они плотно работали над тем, чтоб бы дело сдвинулось с места. При содействии городской администрации проект удалось осуществить. И когда работы будут завершены, этот район станет развиваться, здесь уже люди начали строить новые дома.

– Мы это сделали все вместе: жители и депутаты, – с удовольствием рассказывает Ардаваст Левонович, – вот пример гражданского согласия, когда тяжело, через тернии был достигнут успех.

Он убежден, что быть активным можно в рамках закона, для этого не нужно выходить на улицу и бросать в кого-то камни. Надо верить, что в городе все в наших руках, и избирать активных депутатов.

C теплом и благодарностью отзывается он обо всех своих коллегах.

– Мне повезло, что, работая в районной администрации, я застал Людмилу Сантулшаеву и Людмилу Собину – работников старшего поколения и получил от них большой заряд энергии и опыт во всех направлениях, чему очень рад.

Своя семья

Будущую жену Олесю он разглядел в Сбербанке, где она работала. Сраженный красотой девушки, он стал добиваться ее расположения. Они женаты уже 11 лет, дочери Софии исполнилось девять, а маленькому Натану два годика.

– Если ко мне сейчас придет джин-волшебник и скажет: «Ты можешь выбрать любую женщину на свете», я выберу свою супругу, она мой идеал, – без тени сомнения признается Ардаваст Тулумджян.

В просторном доме, который он приобрел еще в 26-летнем возрасте, они живут большой семьей вместе с мамой Хингуш Григорьевной. Он продолжает дело своего деда и своей семьи, работая на предприятии «Милена». А свободное время Ардаваст посвящает семье и научной работе. С дочерью они любят ходить в горы или покататься по городу на велосипедах.

Серьезный книгоман Ардаваст Тулумджян имеет более тысячи книг в своей библиотеке. Говорит, что в последнее время наверстывает то, что не успел прочесть в юности, и по-другому взглянул на философию. А свое предназначение видит в жизненном равновесии со всем окружающим миром, чтобы впоследствии не мучили угрызения совести, воспоминания и переживания за то, что уже невозможно исправить.

Print Friendly, PDF & Email
5+

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя