Владимир Маслов: Накося – выкуси…

0
433

Рассказ быль

Молоденький конструктор почесал за ухом своим «кохинором»⃰ и призадумался: написать две выштамповки или выборки, как-то громоздко, два паза, это более к объёмной детали…

Мише очень повезло, он летом защитил диплом и остался в столице по распределению в СПТУ ЗИЛ ⃰, тогда ещё строящегося, автомобильного комплекса «КАМАЗ». Он был горд от того, что с первых дней ему поручили самостоятельно выполнить чертежи деталировки узла системы охлаждения двигателя.

Погода была великолепной: весело светило весеннее солнце, пригревая спину через огромное прозрачное окно, за которым слышался приглушенный птичий гомон.

Настроение было приподнятым, если не сказать праздничным, после недавнего выпускного бала в институте, после незабываемого ужина в кругу родственников, массой поздравлений родителей, друзей и знакомых.

Утро вселяло в него радужные перспективы и вместе с тем, налагало и тревожную ответственность. Хоть и не космос, но всё же…

Чертёж диффузора радиатора был почти готов и если бы не эти две: выштамповки…выборки… выемки… выкуски что ли… Стоп. В этом есть что-то оригинальное. А почему не «две выкуски R10» на глубину 40». Пожалуй пойдёт, если не найдя в этом крамолы, пропустит нормоконтроль⃰.

И пошло. Штамп для двух выкусок R10…Технолог, не раздумывая —

«Выкусить две выкуски R10»…Но, «на то и щука, чтобы карась не дремал». Комплексный техпроцесс изготовления диффузора не мог миновать начальника бюро.

Административные помещения, расположенные вдоль корпуса, внутри автосборочного завода были ещё не достроены и технические службы ютились в «аквариумах»⃰ из застеклённых перегородок внутри цехов корпуса. Производственный шум и духота от испарений охлаждающих жидкостей и эмульсий большого количества оборудования быстро утомляли. И ИТР ⃰, находясь в постоянной беготне, занимались бумагами в основном к концу дня, часто в начале второй смены.

К этому времени заканчивалась уборка цехов, «вечных дорог»⃰,

Становилось более прохладно от поступающего извне воздуха.

А на столах росли кучи техпроцессов для проверки и утверждения.

Каково же было моё удивление, когда на всю страницу карты штамповки диффузора по диагонали, видимо в сердцах, было написано начальником ТБ от руки — «Накося– выкуси! Скорняков».Смеяться над курьёзом мне пришлось в одиночестве. Особенность положения ИТР заводов заключалась в том, что «гегемон», отработав смену, гордо покидал цеха; начальство «отменно отобедав» и «дремнув» дома часок-другой, появлялись в конце первой смены, подводили итоги дня и «раскрутив» вторую, заканчивали день итоговой планёркой, в которой определялись задачи на следующий день. ИТР при этом имели право удалиться только после планёрки⃰, т.е. часам к одиннадцати. В общем,«от зари, до зари», когда дежурные автобусы развозили нас по домам, где семьи досматривалиуже «третий сон». Десять новеньких КамАЗов стояли, красуясь у кремлёвской стены, но до пуска первой очереди было ещё далеко, что накладывало на всё производство свой строгий, суровый отпечаток.

KOH-I-NOR⃰ — набор чертёжных карандашей «Конструктор» чехословацкой фирмы (бренд).

СПТУ ЗИЛ ⃰- специальное проектно-технологическое управление ЗИЛА, проектирующего автомобили КАМАЗ;

Нормоконтроль⃰ — отдел нормативного контроля;

Аквариум⃰ – временное помещение из застеклённых панелей, часто без потолка;

ИТР ⃰ — инженерно-технические работники.

Вечная дорога⃰ — так в шутку назывались магистральные,очень прочные и красивые дороги в производственных корпусах, покрытые стальной перфорированной черепицей на бетонной стяжке.

Планёрка⃰ – совещание руководящего состава.

В. Маслов.27.01.2019г.

Print Friendly, PDF & Email
0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя