Просто о простом: Гроза

0
187

Приветствую! Вы читаете «Просто о простом»…и всё не так просто, как может показаться.

Так-с, что там-с у нас-с на этот раз-с? А на этот у нас – «Гроза». Нет, не из «Людей Икс», а пьеса. Островского. В пяти действиях. Ну, та самая. Согласен, не самый обычный формат для обзора. И…вообще, честно говоря, не самый обычный формат. Наверное, именно из-за него не так-то много людей осиливали что «Грозу», что «Ревизора», что вообще…очень многое из школьной программы…Признаюсь, мне тоже было тяжеловато. «Гроза» — чуть ли не первая пьеса, которую я прочитал полностью. Примерно что-то похожее я испытывал, когда впервые в сознательном возрасте пробовал читать комиксы – тоже без конца отвлекался. Не знаю, кому как, а меня комиксы отвлекают своей важнейшей и подчас лучшей частью — картинками. Надо бегать глазами по странице туда-сюда и выискивать, куда же пририсовали эти «облачка с разговорами». Эх, вот что значит «подсел на «Юных Титанов»» — сразу начинаются «Люди Икс», комиксы к месту и не к месту…Всё же книги привычного вида мне ближе и понятнее, но среди них тоже есть другая «крайность»: пьесы и вообще любые произведения театрального формата – там, в свою очередь, нет ничего, кроме разговоров. А ещё я поначалу каждую минуту заглядывал на первую страницу, где перечислены имена персонажей, чтобы раз за разом подсмотреть, кто есть кто. Чутка отвлечёмся лично от «Грозы»; театральное произведение бросает читателя сразу в гущу событий. В…кхм…«обычной» же книге герои предстают и раскрываются перед нами постепенно, через свои поступки, через детали внешности и потому лучше запоминаются. Но у театральных постановщиков и авторов сценических произведений нет времени возиться с такими подробностями – они ведут повествование через диалоги. Почти всё, кроме реплик персонажей, надо додумывать самому. Попробуйте смотреть фильм, закрыв глаза и представляя себе происходящее со слов героев. Привычно? Ну, вот тут как-то так же. Нужно обладать фантазией и режиссёрским складом ума, чтобы из фраз и скупых подробностей, предоставленных автором, сложить целостную картину. А ещё похожие ощущения у меня были, когда я пытался начать «Войну и мир». Только там были и диалоги, и подробности, а отвлекался я на бесконечные сноски внизу страниц. Ну, мы к этому ещё вернёмся. Когда-нибудь я выпью достаточно, чтобы взяться разбирать по косточкам «Войну и мир», но, к сожалению или к счастью, этот день – не сегодняшний.

Итак, «Гроза». Пьеса была написана Александром Николаевичем Островским в 1859-м году. Что это было за время? И что ему предшествовало? Ну, это не я тут учусь в школе; вы мне и скажите, когда в России отменили крепостное право? Правильно, Вовочка, всего два года спустя. А за три года ДО выхода «Грозы» закончилась война, которую некоторые историки не без оснований предлагают считать действительно первой мировой войной – Крымская. И завершилась, мягко скажем, не самым лучшим образом для России (хотя, как уж у нас заведено, утешаемся тем, что могло быть намного хуже). На смену консерватору Николаю I пришёл либерал Александр II Освободитель, и в преддверии отмены крепостного права российское общество было пронизано духом реформ. Перестройка, как сказали бы сейчас. Какое отношение это имеет к «Грозе»? Судите сами: пьеса повествует о жизни людей в некоем городе Калинове. Сюжетных веток здесь несколько: одна связана с купцом по фамилии Дикой – очень скупой и грубой личностью. Дикого с просьбами о спонсорской помощи осаждает изобретатель Кулигин, мечтающий создать вечный двигатель. 59-й год на дворе, первое и второе начала термодинамики открыли в Европе лет за десять-пятнадцать до этого…Зато у нас – без потерь…кхм-кхм, простите, что-то в горле першит. Видать, не просто так Дикой раз за разом в грубой форме отшивает предшественника Илона Маска – явно чует в его словах какую-то гнильцу. Хотя, справедливости ради, тот порой предлагает действительно полезные идеи. Например, установить в городе «громовой отвод», чтобы никого в грозу молнией не шарахнуло. Зачем я всё это говорю? Да потому, что во втором явлении четвёртого действия содержится занятный диалог между ними:

«Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори!

Кулигин. Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое ещё там елестричество! (…) Гроза-то нам в наказание посылается (…), а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться».

…хотя, знаете…Пожалуй, Кулигин всё-таки действительно разбирается в своём деле, а Дикой – просто жадная рожа. Как вы видите, явно отрицательный персонаж здесь выставлен сторонником старых взглядов и суеверий, а положительный Кулигин – за науку и разумность. Но не только этими двумя живёт «Гроза». Центральное место в пьесе принадлежит Катерине и её окружению. Катерина – жена купеческого сына Тихона «Иваныча» Кабанова. Свекровь – Марфа Игнатьевна Кабанова – не даёт Катерине никакого житья и без конца прессует соблюдением традиций. Мне лень цитировать всю сцену, да и место в рубрике не резиновое, а потому передаю координаты: действие второе, явление третье, нагуглите сами. Кабанову не интересуют чувства сына и его жены; её интересует соблюдение норм и традиций. ПРЯМО КАК ОДНОГО РУССКОГО ЦАРЯ, КОТОРЫЙ ПРАВИЛ ДО АЛЕКСАНДРА II И ПРО КОТОРОГО Я В ПРОШЛОМ ВЫПУСКЕ УЖЕ ПИСАЛ ТАКИМИ ЖЕ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, ВОТ СОВПАДЕНИЕ-ТО, А? Купчихе мало, что Тихон и Катерина просто любят друг друга; Кабановой важно, чтобы невестка всем своим видом демонстрировала послушание. И вместо верной жены из Катерины получается загнанная, запуганная рабыня. Неудивительно, что она находит настоящую любовь на стороне.

Ну? Представили себе? Не самая радостная картина. Не Средневековье, конечно, но феминисткам было бы, где развернуться. А теперь представим себе кое-что другое. Кое-что страшное-ужасное. Недопустимое по меркам школьной программы, я бы сказал! Называется «альтернативное мнение». Взглянем на все эти дела глазами Марфы Игнатьевны. Неожиданный поворот, правда? Довольно очевидный, на самом деле. Кабанова-старшая, может, и не самый приятный, но тоже живой человек. Вообще, я заметил, что многие (если не сказать «все») произведения школьной программы довольно однозначны. По крайней мере, по вопросу «герой-злодей»: герой хороший, потому что…ну…он такой красивый, смелый, благородный, а злодей такой низенький, противный и подлый…И имя его говорит само за себя! Да даже в самой «Грозе»: по-ослиному упёртый и жадный Дикой – тут и без меня понятно; Марфа Игнатьевна…Я бы сказал, что её имя – церковное, старорусское, и олицетворяет старый уклад жизни. Ну, может, оно и не совсем «старо-», но Катерины встречаются уж точно чаще, чем Марфы. А сама Катерина, как мне кажется, является намёком на великую российскую императрицу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербтскую. У нас было не так-то много великих императриц; угадаете с одного раза, кто это, ммм? Блин, теперь даже то, что у обеих были любовники, начинает выглядеть символично…Ну да ладно. И вот, что же видит и думает Марфа Игнатьевна? Вдова в одиночку, в патриархальном обществе, пытается поддержать доставшуюся от мужа компанию на плаву. Сын находит себе жену, и та через него пытается влиять на свекровь. Может, Катерина и не пыталась, но логично, что Кабанова бы этого опасалась. Однако Тихон (читаем выше про символичные имена) оказывается не тем человеком, чтобы пойти против матери, да и вообще не удовлетворяет запросы жены. Было б у них всё хорошо, не стала бы она заводить любовника. Пища для размышлений уже появилась, правда? Смена ракурса, и привычные типажи играют новыми красками. Вообще, я как-нибудь обязательно затрону тему «плохой-хороший» в классической литературе. Так…кто же в «Грозе» настоящий злодей? И есть ли тут злодей вообще? Может, есть только равнозначные и равноправные взгляды на уклад жизни и семейные ценности? Что лучше: старинные и суровые, но пока ещё работающие проверенные порядки или сулящие лучшую жизнь, но неведомые авантюрные нововведения? Консерваторы против либералов, славянофилы против западников! И если вы думаете, что на вопрос «кто лучше?» легко ответить – значит, я плохо делаю свою работу.

Ууу, так и вижу теперь постер нового триллера о домашнем насилии по мотивам «Грозы»! В самой пьесе даже слоган отличный есть: «Здесь что вышла замуж, что схоронили – всё равно»! Погодите-погодите…фильмы…нестандартный взгляд на привычные темы…Точно! В прокат ведь выходит новый «Робин Гуд»! (да, иду в ногу со временем, сам знаю. Я ленивый). Чую, скоро мне будет, чем заняться…Ну а вы пока читайте книги, пьесы, комиксы, смотрите фильмы, мультики, фильмы по книгам, мультики по комиксам — там тоже попадается годнота. И…раздумывайте над всем своей головой. До встречи.

Print Friendly, PDF & Email
0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя