Премьера рубрики: «Просто о простом».
Балканский рубеж

0
384

Внимание читателям! На нашем сайте появляется новая рубрика – «Просто о простом». В соответствии с названием, автор понятным и лёгким языком пишет рецензии на самые разные произведения – в основном, на классическую литературу школьной программы, но будут обязательно и новинки, причём как книг, так и кино. Также автор уделяет внимание классике, не входящей в школьную программу или изучаемой вскользь – «1984», «451˚ по Фаренгейту», «Будет ласковый дождь», творчеству Стругацких и многих других.

Имея как опыт общения с подростками, так и представление о преподавании литературы в школах, автор в своих обзорах делает упор на то, чтобы рассказать о произведении коротко, но при этом достаточно подробно.

Ждем ваших откликов, комментариев, предложений.

Открывают рубрику рецензии на кинофильм «Балканский рубеж».


Балканский рубеж

Как так получается, что при меньшем финансировании мы снимаем лучше (или как минимум не хуже), чем когда вбухиваем в проект миллиарды?!! Приветствую! Вы читаете «Просто о простом», и всё не так просто, как может показаться, чтоб его!

Итак, сегодня у нас на операционном столе «Балканский рубеж». На самом деле, оперировать тут особо и нечего; в этот раз мы, скорее, будем изучать. Изучать, как за умеренную сумму снять качественный антивоенно-патриотический фильм (как бы это ни звучало), а не, прости Господи, «Детей против волшебников». Ну, к ним мы ещё вернёмся.

Фильм рассказывает о вымышленных событиях на фоне реальных; интересующимся гуглить про гуманитарные бомбардировки Югославии, бросок на Приштину, «я не буду ради вас начинать Третью Мировую войну»…Дальше, в принципе, будет понятно, а я коротко: используя момент, российские военные решают занять стратегически важный для НАТО аэродром Слатина на территории нынешней Республики Косово и отправляют туда колонну бронетехники. Чтобы гарантировать, что по прибытии на место колонну не будут поджидать непрошенные гости (пусть даже в данном случае русские являются гостями для местных), на захват аэродрома в тот же день отправляют отряд спецназа под командованием майора Евкурова. Собственно, всё. Это – основной сюжет фильма, хотя он тут и не один. Спецназовцы без потерь и почти без сопротивления перебивают занявших аэродром местных бандитов, тесно сотрудничающих с представителями НАТО, подготавливают оборону и всю ночь держатся против недовольных дружков недавно убиенных во главе с их воистину сатанинским предводителем – Смуком. Такая спецоперация действительно была, а вот проходил ли бой в том виде, как нам показали в фильме (и проходил ли вообще) – неизвестно. По крайней мере, подробности засекречены до сих пор. Чего нет по бумагам – того нет в жизни, а значит, можно пофантазировать. И в «Балканском рубеже» это сделано умело, уместно и красиво. Согласитесь, если дотошно следовать только официальным данным, трудно было бы снять увлекательное кино о броске на Приштину — о том, как российские солдаты просто сидят у себя на базе, затем по команде просто прыгают «по коням», просто отмахивают шестьсот километров, по пути принимая поздравления от местных сербов, а затем просто приезжают на уже зачищенный спецназом аэродром. Ну, ладно, можно было бы сконцентрироваться на переживаниях и страхах молодых бойцов, погрузиться в их мысли о том, что именно они, возможно, вот-вот развяжут новую мировую войну…Блин, а ведь могла бы получиться неплохая психологическая драма…но это был бы уже не «Балканский рубеж».

Обычно я не затрагиваю технические аспекты рассматриваемых произведений, но в этот раз скажу два слова: снято бодро и живо, боёвка поставлена зрелищно и умело. Нет дурацкого (а точнее, неумело применённого) эффекта трясущейся камеры. Спецназовцы показаны именно как спецназовцы: тщательно выбирают себе огневые позиции в обороне, проверяют сектора обстрела, продумывают действия противника на три шага вперёд и устанавливают ловушки на путях его возможного движения…Общаются бойцы порой грубовато, в шутку обзываясь и показывая друг другу «факи», но именно так, наверное, и общаются ветераны чего бы то ни было, закалённые трудностями и проведённым вместе временем. Чувствуется, что между персонажами есть какая-никакая химия, и это не просто болванчики, в определённый момент зачитывающие куски своего текста и рублёные лозунги про долг, честь, приказ и что угодно ещё. Профессиональные военные, может, и найдут, к чему придраться, но на первый взгляд по части «матчасти» откровенных ляпов нет. По крайней мере, нет хотя бы пресловутых предохранительных колец у гранат, вытаскиваемых зубами. Ну, ладно, одно замечание сделаю, так уж и быть: не понравилось мне, что снайперша добивает горящих противников, с чувством выполненного долга комментируя себе под нос: «…чтоб не мучились». У вас там с патронами не то чтобы разгуляй, а вы их тратите на раненых. «Спасти рядового Райана» давно всё сказал по этому поводу, и не надо мне про то, что на Западе все просто бездуховные. Вот, видите? Я не захваливаю фильм, я не подкуплен. Теперь дальше.

Выше я сказал, что сюжет в фильме не один, и именно эпизоды, посвящённые каждому из основных героев, делают «Рубеж» тем, чем он является, а не банальной историей про то, как хорошие русские помогают несчастным сербам против злобных албанцев, натовцев и вообще кого угодно. То есть, злобные албанцы там, конечно, есть…а есть и незлобные – полицейский Фадиль, например, которого сами албанские боевики считают предателем. Есть и злобные мусульмане…а есть и незлобные – всё тот же Фадиль и боец из отряда Евкурова – Гирей. Потому я и назвал фильм качественной пропагандой: он не стесняется показывать, что какой-то конкретный народ или религия (или военно-политический блок, хе-хе) проявляет агрессию и творит ужасные вещи, но говорит, что даже среди таких людей есть «хорошие парни»: например, французы, сбрасывавшие на сербов бомбы без взрывателей. Плох не ислам и не албанский народ; плохи отморозки вроде Смука. Да, у него тоже есть какой-никакой мотив, но по его действиям и словам можно заключить, что борьба за родную землю для него уже глубоко вторична, а убивать сербов ему просто понравилось. А, ну и ещё прибыль от торговли оружием и наркотой, конечно. Полезное с приятным – идеально. Создатели «Балканского рубежа» поступили мудро: вместо того, чтобы копаться в предпосылках и разбираться, кто в чём больше других виноват, они сделали главным злодеем персонажа, которого не будет жаль в любом случае. Разбираться в предпосылках будут историки, а люди умирают здесь и сейчас, пока типам вроде Смука весело и приятно и пока военные как НАТО, так и России «просто выполняют приказ». Согласитесь, даже положительные герои отправлялись не спасать сербов – они отправлялись выполнять свою работу по личным (и весьма меркантильным, подробнее – в самом фильме) причинам. Да, именно так – выполнять работу. Наверное, многие из вас (да и я сам, чего уж там…) просто сошли бы с ума от ужаса, потеряв под бомбами кого-то из друзей. Или ребёнка. Или родителя. Или беременную жену. Ну, чтоб вот так, одним махом – был человек, и не стало. Но для героев это – обыденность, как для вас – садиться каждое утро за компьютер в офисе. Или становиться за станок. Или за прилавок. Стандартная операционная процедура, издержки трудовых будней. И, как ни ужасно это признавать, для самих сербов это обыденность тоже. Кто-то (вроде Вука, напарника Фадиля) ломается и желает убить собственного соратника, если тот – одной крови с врагом. Ну, а кто-то просто живёт дальше. Как получается. День за днём. Пока можно. И вот этим настроением пропитан весь фильм. Если бы вы спросили: «Про что фильм? В двух словах», я бы ответил: «Про войну». Если бы спросили: «О чём? Одним словом», я бы ответил: «Тоже». Война просто сочится из каждого кадра, всюду – в сербских деревнях, на городских улицах, внутри домов – чувствуется разруха и безразличие целой страны, пребывающей в мучительной агонии. Десяток детей резвится в одной комнате, но им бы не пришлось ютиться там, если бы не война. Контрабандист весело отшучивается, когда полицейские находят у него полдюжины «Калашей», но ему бы не пришлось быть контрабандистом, если бы не война. Муж спешит отвезти беременную жену в роддом, но ему не пришлось бы спешить, если бы…правильно, если бы не война. И даже добравшись туда, он всё теряет от одной шальной бомбочки. Время застыло на этих руинах; не верится, что подобное может происходить в самом начале двадцать первого века. Варварство, ненависть и отпущенные на волю пороки – ВОТ что проходит сквозь эпохи. Боевая задача выполнена, аэродром остался за русскими, герои получают свой маленький хэппи-энд…но будет ли это хэппи-эндом для всех остальных? Русские уйдут, а агрессия останется. И если бы не приходили, она бы осталась. И она остаётся, как после титров, так и в реальной жизни — фильм честно признаётся в этом. Не то что отдельные личности – целые страны не могут ничего изменить, по той или иной причине. Нельзя просто сказать всем народам бывшей Югославии: «Так, всё, дети! Хватит драться! Больше никаких предъяв друг к другу!». Нельзя просто уговорить НАТО не бомбить сербов. Нельзя утихомирить албанских боевиков, просто убив одного Смука. И даже всех остальных «Смуков». И всех остальных албанских боевиков. И всех албанцев. В мире семь с половиной миллиардов злодеев. И семь с половиной миллиардов героев. А где-то промеж них есть люди, которые просто хотят жить. Да, может, и пакостят порой по мелочи друг другу, но не способны на настоящее зло. Как и на самоотверженный подвиг. Как быть с такими? Можно ли считать Вука злодеем за то, что разок в порыве ярости чуть не придушил напарника-албанца? Можно ли оправдать Смука за то, что он отстаивал независимость своей земли? Чёрт, да он даже лицом (а в дубляже – и голосом) похож на Леонида из «Трёхсот спартанцев»! А те ведь тоже просто отстаивали свою территорию и свои порядки – рабовладение, например. От персов, которые НЕ ПРИЗНАВАЛИ рабства. Да-да, несмотря на обилие слов «свобода» и «демократия» из уст древних греков, на сей раз Голливуд нам соврал, вот неожиданность. Я не знаю, как ответить. И герои не знали. Зажав их в угол, Смук задал вопрос, на который нет ответа: «Ну, и ради чего это всё было?». Его побеждают, но не переубеждают. Не получится списать все злодеяния на глупость дикарей-предков и их дремучие нравы, потому что это – события совсем недавнего прошлого. Хотя, о чём это я? Оно даже не прошлое.

…и когда на такие мысли меня наталкивает фильм, снятый явно не за наши с вами налоги, в то время как с молчаливого согласия правительства и церкви выходит дрянь вроде «Детей против волшебников», мне становится грустно. Просто посмотрите то и другое (или хотя бы какой-нибудь обзор на «Детей против волшебников»), сравните и поймёте, о чём я. С вами был Акум-Димрил. Читайте книги, пьесы, комиксы, смотрите фильмы, мультики, фильмы по книгам, мультики по комиксам — там тоже попадается годнота. И…раздумывайте над всем своей головой. До встречи.

Print Friendly, PDF & Email
0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя