История хутора Цуревский

2
1195

Маленький хуторок в две улицы и населением около трехсот человек. Он пережил революцию, войну, перестройку. Никто не называет точной даты его появления, а немногие коренные жители могут поведать отдельные эпизоды жизни этого уголка, собирая по крупицам его историю.

Человек-легенда

В архивных документах на пожелтевших от времени листах сохранились некоторые подробности: «На земле хорунжего Цуревского, на 6-7 км в сторону Ширванской, образуется хутор Цуревский… Землю арендовала его жена, которая жила в станице Апшеронской. Ее называли «барыня Цуревская», дом ее был рядом с правлением… Сама хозяйства не вела, а жила за счет арендной платы». Известно, что сам Петр Петрович исполнял функции библиотекаря при командующем 26 полком Пистолькорсе. Интересные штрихи о жизни основателя хутора содержатся в источниках библиотеки: «Хорунжему Цуревскому поручалось отправлять во все станицы №26 полка для прочтения газету «Кавказ»… Газету хорунжий мог задержать не более двух, трех дней и отправлять дальше по станицам». По сей день есть те, кто помнит местонахождение надгробной плиты хорунжего. Впрочем, сам Цуревский давно стал для местных человеком-легендой.

Большая семья

Ясно одно — хутор образовался примерно в конце XIX века. С этим утверждением согласны и сегодняшние старожилы. По их словам, среди первых переселенцев были жители Молдавии. Именно к ним относит свой род 95-летняя Антонина Чуриш. Она ясно сохранила в памяти события более полувековой давности, расположения домов на единственной тогда улице, имена и фамилии некогда живших здесь людей.

— Димитренко, Руденко, Гончаровы, Котляровы, Линенко, Калашников, Кристя, Нетрусовы, Юрковские, Делевы, Паштыряны, Ковалевы, Матвеевы, Армашелевы, Руденко, Пугачевы, Омельченко, Голубь, Забражный, Якуба, Рыжеволовы, Гаркуновы, Чопиковы, Ткаченко, Петренко, Гришечкины, Криган, Маныч, Братчиковы, Сорокины, Вишневские, — без запинки перечисляет она. – А как же забыть? Мы ведь как родные все были!

До второй мировой войны здесь не было клуба, библиотеки, магазина. На досуге пели песни, собираясь на поляне или возле какой-либо хаты. Босоногая детвора пешком шагала в школу в соседнюю станицу Ширванскую. Туда же ходили взрослые в церковь и в сельмаг «Монополия», где по разнарядке выдавали товары народного потребления. Ширванская, которую местные станичники считали отдаленной от цивилизации, для цуревчан являлась центром бурной жизни. А еще Антонина Ивановна помнит свою первую обувь — сандалии, которые ее отец Иван сшил из пожарного шланга.

Жили бедно, голодно, но дружно и сплоченно, как единая семья. Работали в совхозе, кушали лесные травы и овощи, пекли грушаники, а воду из Пшехи носили при помощи коромысла. А еще в то довоенное время никто не пил алкоголь. Пожалуй, единственное, что было тогда в Цуревском — это кузница. Позже, с приходом советской власти, кузница стала принадлежать совхозу, но со временем она прекратила свое существование.

Развитие Цуревского местные жители связывают со строительством узкоколейной железной дороги, куда все отправились работать. Антонина Чуриш трудилась стрелочницей. Большим событием стало появление недалеко от хутора разъезда 9 километр.

Пережив горе

Немцы ворвались в Цуревский в 1942 году. Обстреляли дома, убили несколько человек. Уже на следующий день ряды фашистов пополнились полицаями — вчерашними соседями. У Антонины была подруга еврейка – красавица Зоя Вишневская. В то страшное время она пропала без вести, канула в небытие, навсегда оставшись в сердцах тех, кто любит ее. Уже более 75 лет минуло с того дня, а Чуриш до сих пор хранит подаренное подругой фото с трогательной подписью: «На память славной Тонечке».

Немцы поселились в домах хуторян, захватили железную дорогу. Она им была нужна для передвижения в горы, к линии фронта. Когда советские войска сняли оккупацию, немцы, отступая, взорвали депо, вырвали шпалы, порвали провода. Но сколько было радости, когда враг убрался восвояси! Следом шли герои — наши солдаты и офицеры. В обожженных и грязных шинелях, раненые и уставшие они были тепло встречены хуторянами, которые помогали, чем могли. А потом наших раненых воинов на санках переправляли в Апшеронск, в госпиталь.

Но задачей номер один стало восстановление железной дороги. На это были брошены все силы хуторян. В итоге в кратчайшее время дорога была отремонтирована. Сейчас это кажется невероятно, но тогда ежечасно с гор везли бук на переработку, для корпусов самолетов. Древесина нужна была для фронтовых нужд. От мала до велика все работали на узкоколейке. Мужчины воевали, поэтому тяготы тыла легли на женщин, детей и стариков. Молодежь и подростков отправили учиться на машинистов и помощников в пригород Ярославля. В их числе и Антонину. Освоив профессию, она вернулась в родной хутор, работала на паровозе. Долгожданный день Победы настиг ее неожиданно: паровоз сошел с рельсов и они втроем тщетно пытались поставить его на место. «Война закончилась!», — раздались крики. От радости, от ощущения чуда они вмиг поставили тяжеленный паровоз на рельсы. Все тогда обнимались и плакали. Пережив горе войны, все сплотились еще более.

В 1949-м году Антонина Ивановна родила дочку Татьяну. Прямо на досках. Роды принимала бабка повитуха. Растила ребенка без мужа, но и здесь на помощь пришли хуторяне. Спустя время она вышла замуж за казака Григория Дудика, а в 1954-м родись Надежда. Антонина Чуриш много лет работала в леспромхозе. Жить переехала в Апшеронск, но связь с хутором не теряла, ведь там остались ее близкие. Сейчас у нее пять внуков, шесть правнуков, многие из которых живут в Апшеронском районе.

В ожидании перемен

Когда стих грохот войны, в маленький мирок цуревчан подул свежий ветер перемен. Открылся клуб, где для взрослых устраивался ликбез. В 50-х годах появилось первое освещение. При помощи дизеля, который стоял в тракторной бригаде, свет зажигался на фермах и в домах всего на несколько часов. Большим шагом к цивилизации стали показы фильмов. Один из местных жителей, ныне квартальный Леонид Свистунов, будучи ребенком, вспоминает свой первый увиденный фильм «Чапаев», который демонстрировался в 60-х годах. Лента заканчивалась тем, что Чапаев переплывает через горную реку Урал. На следующий день маленький Леонид отправился смотреть фильм еще раз, с твердой убежденностью, что Чапаев уже переплыл. В 60-е годы были построены новые столбы, подключено электричество.

Проблему водоснабжения решали всем хутором. Один из колодцев Леонид Дмитриевич вместе с другими вырыл сам. Водопровод, который является неотъемлемым атрибутом современности, до сих пор в мечтах хуторян. Ведь летом колодец высыхает, единственное спасение — водовозка. По сей день они ждут от власти, что из крана потечет долгожданная вода. Другая забота — полностью разбитые, ухабистые дороги. Пролетело более века, сменились поколения, а маленький хутор по-прежнему продолжает бороться за выживание.

За помощь в подготовке материала выражаю благодарность начальнику архивного отдела Алле Ермошиной, главному библиотекарю читального зала по краеведческой работе межпоселенческой библиотеки Наталье Каримовой, директору историко-краеведческого музея Елизавете Ухиной, квартальному хутора Цуревского Леониду Свистунову, коренному жителю Антонине Чуриш, а также Надежде Калите.

Print Friendly, PDF & Email
2+

2 КОММЕНТАРИИ

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя