На площадке регионального отделения Общероссийского народного фронта в Краснодарском крае эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» провели прием граждан, пострадавших от действий финансовых мошенников. К ним обратились люди с проблемами в кредитно-финансовой сфере, которые рассказали о случаях псевдо-кредитования и навязывания страховок при оформлении кредитов. Граждан проконсультировали руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева, эксперт проекта Михаил Алексеев и координатор в Краснодарском крае Игорь Чуйков.
Большая часть обращений в адрес представителей проекта ОНФ «За права заемщиков» касалась мисселинга – недобросовестной практики продаж потребителям финансовых услуг в части предоставления полной, прозрачной и ясной информации о характере услуги и условиях финансового продукта, а также о сопутствующих рисках, их стоимости и иных условиях.
Так Галина Каджанян рассказала, что в апреле обратилась за потребительским кредитом в 300 тыс. руб. Менеджер в банке сказал, что без дополнительной страховки, которая стоит еще 50 тыс. руб., шансы получить одобрение кредита крайне малы. Женщина надеялась, что сможет расторгнуть договор страхования в «период охлаждения», предусмотренный законом. Однако сам договор страхования ей выдали не сразу, а лишь через несколько дней. Это и помешало ей отказаться от ненужной и очень дорогой страховки.
«По закону я могу отказаться от страховки в период охлаждения, если иное не предусмотрено договором. Но как же я могу знать предусмотрено ли договором иное, если самого договора у меня и не было? Пока я пыталась его получить – период охлаждения закончился, я упустила шанс отказаться от страховки в установленном законом порядке», — рассказала Каджанян.
Один из обратившихся на прием рассказал о том, как он поневоле стал заемщиком в шести микрокредитных компаниях. Денис Лихачев сам юрист и основатель одноименной юридической фирмы в городе Краснодаре.
«В середине декабря 2018 года, когда я уже находился в предновогодних приятных хлопотах и испытывал эйфорию, мне поступил звонок с неизвестного номера. Малоприятная барышня, с таким же голосом, настойчиво интересовалась причинами, руководствуясь которыми я не исполняю кредитные обязательства. Осадив натиск этой дамы, я перевел разговор в конструктивное русло и выяснил, что в ноябре 2018 года я через специальную форму на сайте микрокредитных компаний ООО МФК «Е заем» и ООО МФК «Монеза» подал заявку на получение займа 8 000 рублей и 4 000 рублей соответственно. Далее, со мной якобы связался сотрудник компании, выяснил мои персональные данные, а также номер счета, на которые предполагался перевод займа. Затем в течение дня мне был одобрен заем и переведены деньги. Но я никогда не был клиентом никаких микрофинансовых компаний и становиться им, особенно теперь, точно не планирую», – сказал он.
Денис подробно описал всю последовательность своих действий и рассказал, каким образом решил проблему с псевдо-займами. Теперь молодой человек на общественных началах помогает всем пострадавшим от этой схемы мошенничества. Он обратился на прием граждан, организованный Народным фронтом, чтобы поделиться своей историей, получить дополнительные консультации экспертов ОНФ и обратить внимание на эту проблему.
Представители Народного фронта проконсультировали каждого обратившегося и предложили дальнейшее бесплатное юридическое сопровождение.
«Псевдокредитование с использованием персональных данных граждан в последнее время становится проблемой по всей стране. К сожалению, граждане часто не понимают, куда обратиться за помощью, или не находят защиты и поддержки в надзорных и правоохранительных органах. Следствием этого являются долговые проблемы, лишение имущества, разрушенные семьи и жизни. В дальнейшем по каждому обращению мы будем взаимодействовать с представителями правоохранительных и надзорных органов для того, чтобы более четко соблюдались права граждан и была обеспечена работа следственных органов в части расследования уголовных преступлений», — подчеркнула Лазарева.
Также эксперты ОНФ провели круглый стол «Противодействие финансовому мошенничеству и нелегальному кредитованию. Механизмы борьбы и лучшие практики». В обсуждении участвовали региональные представители федеральных органов исполнительной власти, экспертного сообщества, правозащитных и общественных организаций.
Лазарева рассказала про известные схемы финансового мошенничества и нарушения со стороны нелегальных кредиторов. Также она предложила обсудить проблему финансовых пирамид, которые маскируются под кредитно-потребительские кооперативы и обирают пенсионеров. Об одном случае стало известно накануне при работе общественной приемной.
Алексеев на примерах обращений в адрес проекта и рейдов по выявлению нелегальных кредиторов провел разбор наработанных экспертами ОНФ механизмов защиты потребителя. Участники совещания пришли к единогласному мнению о том, что нужно усилить и активизировать межведомственную работу по информированию населения о методах и схемах мошенничества, а также распространять лучшие практики в другие регионы.
Помимо этого, Лазарева рассказала про алгоритм самопомощи, специально разработанный экспертами проекта ОНФ «За права заемщиков» для граждан. В нем есть основные правила поведения в случае навязывания товаров или услуг. Кроме того, алгоритм содержит пошаговые инструкции для самостоятельного отстаивания своих прав и образцы заявлений.
«Также в качестве инструмента профилактики и повышения финансовой грамотности граждан осенью этого года ОНФ запустит масштабную информационную кампанию «Расскажи бабушке» — серию предупреждающих видеороликов об основных мошеннических практиках. Мы привлечем молодежь для распространения этого контента среди родителей, бабушек и дедушек», — подытожила Лазарева.