Стадии психологической зависимости от компьютерных игр

0
616

Зависимость от сетевого пространства является психологической проблемой, поэтому в качестве лечения используется подход, основанный на понимании интернет-зависимости не как самостоятельного явления, а как следствия более глубоких внутриличностных и межличностных проблем. В этом случае воздействуют на причину, а не на следствие. Это, долгий и трудный путь, но дающий результат в виде не только избавления от компьютерной зависимости, но и общего повышения качества жизни, улучшения самопонимания и развития способности к построению удовлетворяющих отношений. Конечно, психологическая зависимость — это не простуда и не перелом, которые можно вылечить независимо от желания больного. Настрой больного на преодоление вредной привычки и усилия с его стороны необходимы — иначе толку не будет.

Предположение о наличии либо отсутствии зависимости можно сделать при помощи специального теста:

Оценочная шкала для каждого вопроса теста

0 — это ко мне не относится
1 — редко
2 — время от времени
3 — иногда
4 — часто
5 – всегда

Вопросы теста

  1. Как часто вы остаетесь on-line дольше, чем намеревались?
  2. Насколько часто вы игнорируете домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?
  3. Насколько часто вы предпочитаете возбуждение от Интернета близости со своим партнером?
  4. Завязываете ли вы новые отношения с пользователями Интернета?
  5. Насколько часто окружающие жалуются, что вы проводите за компьютером слишком много времени?
  6. Бывает ли, что ваше обучение в школе или институте страдает из-за того, что вы проводите слишком много времени on-line?
  7. Как часто вы проверяете почту, прежде чем заняться необходимыми делами?
  8. Как часто продуктивность вашей работы страдает из-за погруженности в Интернет?
  9. Бывает ли, что вы принимаете оборонительную позицию или становитесь скрытным, когда кто-то спрашивает, что вы делаете в Сети?
  10. Насколько часто вы стремитесь заместить тревожные мысли о своей жизни успокаивающими мыслями об Интернете?
  11. Часто ли вы предвкушаете очередной сеанс on-line?
  12. Бывает ли, что вы ощущаете, что жизнь без Интернета была бы скучной, пустой и безрадостной?
  13. Часто ли вы раздражаетесь, кричите и выходите из себя, когда кто-то мешает вам во время сеанса on-line?
  14. Насколько часто вы отказываете себе во сне из-за ночных вхождений?
  15. Когда вы вне Сети, насколько часто вас захватывают мысли об Интернете или фантазии о подключении?
  16. Как часто вы, находясь on-line, говорите себе: «ну еще несколько минуточек»?
  17. Пытались ли вы сократить время пребывания в Сети, но безуспешно?
  18. Часто ли вы пытаетесь скрыть от других продолжительность вашего пребывания в сети?
  19. Как часто вы предпочитаете Интернет общению с людьми?
  20. Как часто у вас ухудшается настроение, появляется раздражительность или подавленность, когда вы вне Сети, исчезающие, как только вы подключились?

После того как вы ответили на все вопросы, сложите полученные числа. Чем больше итоговая цифра, тем сильнее у вас выражена зависимость от интернета и серьезнее проблемы, вызванные использованием компьютера.

Итоговая цифра в интервале от 20 до 49 — вы обычный пользователь интернет. Временами вы остаетесь в сети немного дольше, чем обычно, но вы в состоянии контролировать использование интернета.

Итоговая цифра в интервале от 50 до 79 — вы сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования интернета время от времени или часто. Вам нужно обратить внимание их на влияние на вашу жизнь.

Итоговая цифра в интервале от 80 до 100 — чрезмерное использование интернета породило значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходимо осознать влияние интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием Интернета.

СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то — посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности – участие в компьютерной игре. На самом деле стремление к игре – это потребность в бегстве от реальности. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер.

3. Стадия зависимости. По данным исследований всего 10-14% игроков являются «заядлыми», т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний (базовый) уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями в ценностно-смысловой сфере личности. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной.

Социализированная форма игровой зависимости отличается тем, что такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игра в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека. Индивидуализированная форма зависимости является крайней формой зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики – она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к патологии.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с неплотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняются как личность. Это уже не гармоническая личность, а личность аддиктивная (аддиктивное поведение — нарушение поведения, возникающее в результате злоупотребления различными веществами, изменяющими психическое состояние человека, включая алкоголь и табак, до того момента, когда фиксируется факт психической и физической зависимости). Для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Опасность заключается в том, что рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными.

Кабинет медицинской профилактики
пропаганды здорового образа жизни
Поликлиническое отделение

0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя