Пенсионный вопрос снова оказался на первом плане в ходе приемов граждан, которые депутат Государственной Думы Наталья Костенко провела в семи восточных муниципалитетах Краснодарского края – Лабинском, Новокубанском, Курганинском, Мостовском, Успенском, Отрадненском районах и городе Армавире.
В общей сложности в этих районах со своими проблемами, касающимися несогласия граждан с начислениями пенсий и пенсионных надбавок обратились 40 человек из 152 пришедших на приемы.
Эти обращения Наталья Костенко обсудила с руководителем Отделения Пенсионного фонда России по Краснодарскому края Татьяной Ткаченко. Договорились, что ПФ внимательно проверит пенсионные дела всех заявителей, которые обратились к депутату.
Основной проблемой, с которой обращались пенсионеров сельских районов стал процесс начисления 25% надбавки к фиксированной части страховой пенсии по старости для людей, проработавших в сельском хозяйстве не менее 30 лет. Такая норма инициирована фракцией «Единая Россия» в Госдуме и введена по личному распоряжению президента России Владимира Путина. Уже внесены соответствующие поправки в пенсионное законодательство и издано Постановление правительства на этот счет, в котором указан перечень всех должностей и форм сельхозпредприятий, по которым пенсионеру-селянину полагается надбавка. Тем не менее, как стало ясно после приема, сотрудники территориальных отделений пенсионного фонда почему-то по-своему трактуют содержание документа и начинают выпытывать у пенсионеров, что они конкретно делали, занимая указанные должности. Более того, отказывают в начислении по надуманным причинам.
К примеру, в Отрадненском районе к Наталье Костенко пришел человек, который в свое время работал сторожем в колхозном прудовом хозяйстве. В Постановлении правительства эта должность указана. Но в местном отделении ПФ засомневались: а может, гражданин в качестве сторожа охранял не рыбу в пруду, а административное здание или дорогу? В результате пока местный ПФР рассылает запросы в архив, человек не получает заслуженную надбавку. А между тем правота пенсионера подтверждается Постановлением правительства, которое имеет прямое действие, не требующее никаких дополнительных документов.
А в Успенском районе гражданин работал в своем колхозе, но потом его перевели в межколхозную строительную бригаду. Тоже возникла проблема с начислением 25% надбавки, хотя межколхозные бригады прямо указаны в правительственном списке предприятий. Но для сотрудников местного ПФ загвоздка оказалась в том, что предприятие переименовывалось. Они задались вопросом, не является ли это препятствием к получению «колхозной» надбавки, хотя по законодательству при простом переименовании предприятия его уставные цели не меняются.
Татьяна Ткаченко пообещала разобраться и еще раз проинструктировать сотрудников отделений Фонда по порядку начислений сельской надбавки.
Но в целом руководство ПФР и депутат Госдумы сошлись в том, что к начислению сельской надбавки много вопросов, требующих разрешения на федеральном уровне. Например, незаслуженно обиженными оказались пенсионеры Мостовского района, которые жили в поселке Мостовском и работали в колхозах. Им отказывают в «колхозной» надбавке, потому что Мостовской носит статус поселка городского типа (с 1961 г.). И региональный представитель ПФР Татьяна Ткаченко подтвердила, что в фонд приходит много жалоб от таких людей, хотя сам Мостовской кроме бумажного статуса ничем не отличается от любой станицы.
Депутат Госдумы пообещала, что поднимет этот вопрос на федеральном уровне, потому что такие поселки городского типа и соответственно подобные проблемы пенсионеров есть по всей стране.
Острым для жителей края остается и вопрос лишения надбавки в связи с изменением места проживания пенсионеров-колхозников. По закону, чтобы получить положенную 25% надбавку к пенсии, они должны по настоящее время жить в сельской местности. Но среди этих людей много тех, кого дети перевезли к себе в город, чтобы ухаживать за ними. При этом в городах, подобных Новокубанску или Лабинску, принципиальных удобств такое проживание не дает.
На встрече также обсуждалась деятельность так называемых юридических фирм, которые обещают пенсионерам разобраться в вопросе справедливости начисления им пенсий, но по сути не оказывают им никаких юридических услуг, а просто рассылают от их имени письма в тот же Пенсионный фонд (что может сделать и сам пенсионер), за что берут деньги с граждан, которые и без этого получают небольшие выплаты,
Наталья Костенко пообещала обратить внимание Адвокатской палаты России на сложившуюся практику, но все же высказала мнение, что более действенным способом решения данной проблемы будет информирование пенсионеров о деятельности таких юристов, а также повышение открытости и доверия граждан к Пенсионному фонду.
«Граждане должны знать, что, придя в Пенсионный фонд, получат максимальную помощь если не в решении, то в разъяснении своих вопросов. На что собственно и жалуются пенсионеры. Понятно, что ПФР — это сотни людей, и за деятельностью каждого уследить сложно, есть и молодые, неопытные специалисты. Но надо учитывать социальную остроту пенсионного вопроса и факт появления мошенников, которые вводят в заблуждение граждан, давая им пустые надежды и обирая пожилых людей. Между тем, часто после обращения пенсионеров при наличие оснований им пересчитывается пенсия. То есть, жалобы оказываются обоснованными. Часто людям требуется просто подсказка — как восстановить утерянные документы, как доказать стаж и прочее. В целом, разговор у нас получился конструктивным, и проблемы моих избирателей-пенсионеров не остались без внимания со стороны руководителя регионального Отделения ПФР. Все они останутся на моем депутатском контроле», — отметила Наталья Костенко.