Все дороги ведут к газете

0
120

Светлана Ванакова родилась 23 октября 1941 года. Женщина на полгода моложе нашей газеты. Светлана Федоровна появилась на свет в Приморском крае, жить ей довелось во множестве регионов, но судьба привела ее в Хадыженск и сделала постоянной читательницей «Апшеронского рабочего».

Место рождения Светланы Федоровны — село Зарубино, близ озера Хасан, где за три года до прихода Светланы в мир происходили столкновения японской императорской армии и Красной армии, из которых наши воины вышли победителями. События Великой Отечественной и Второй мировой войн Светлана Ванакова практически не помнит. Будучи ребенком, она мало обращала на них внимание. Но все же есть момент, врезавшийся в душу, пусть даже через рассказы.

Мама Светланы Наталья Ивановна работала в госпитале, перевязывала раненых. Там лечили не только советских бойцов, но и японских пленных. Так вот многим японцам, которые в соответствии со своим кодексом чести не могли смириться с участью пленных, удавалось совершать ритуальные самоубийства — харакири, вспарывая животы. Картина не для слабонервных.

Сложилось, что девочка росла без отца. Ее и ее сестру Тамару растили мама и бабушка. Еще двое детей Натальи Ивановны умерли младенцами. В 1946 году Светлана с мамой, бабушкой и сестрой уехали в Пензенскую область. А в 1948 году Наталья Ивановна завербовалась на Сахалин и вновь повезла детей через всю страну. То, как пришлось преодолевать многие тысячи километров в тесном вагоне-теплушке, Светлана уже помнит достаточно отчетливо. Семья поселилась в Невельском районе Сахалина, в Горнозаводске.

Дети здесь ходили в школу, а мама работала на угольной шахте сумконоской — таскала аммониты, порошкообразные взрывчатые смеси. Тамара (на пять лет старше Светланы), окончив семь классов, также пошла трудиться на шахту — стала газозамерщицей. Похожий путь предстоял и Светлане. Окончив семилетку, она устроилась мотористом на горно-обогатительную фабрику. Женщины и совсем молоденькие девушки наравне с мужчинами ковали Победу в войне, а после вносили значительный вклад в восстановление страны, занимаясь тяжелым трудом.

В 1965 году девушка отправилась в Донецк, стала работницей мебельной фабрики. В Донецке она влюбилась и первый раз вышла замуж. Отношения не сложились из-за пьянства мужа. Зато родился сын Костя. Сейчас это уже мужчина предпенсионного возраста. Светлана Федоровна ждет, чтобы Константин со своей супругой приехал бы к ней жить. Хотя и одной ей некогда скучать вместе все-таки веселее.

Между тем, вернемся в середину 1960-х. В личной жизни Светланы происходили стремительные изменения. Как она сейчас шутит, «Санта-Барбара». В Донецке она вышла замуж и во второй раз. Вновь не совсем удачно. Но удочерила дочку второго мужа, Олю, вырастила как собственную дочь. На долгие годы связь с ней терялась. После начала вооруженного конфликта на Донбассе, превратившегося в очередную «горячую точку» на постсоветском пространстве, Ольга с семейством приезжала к Светлане Федоровне. Светлана Ванакова приютила родню. Правда, вскоре Ольга вновь вернулась в Донецк, связь опять заглохла. Светлана Федоровна хранит дома страшное свидетельство агрессии против мирных жителей Донбасса: привезенный Ольгой осколок снаряда.

В 1968 году Светлана впервые приехала в Хадыженск. Сюда переехали ее мама и бабушка. Сначала с Сахалина в Хадыженск переехали островные знакомые Натальи Ивановны, у которой к тому моменту обнаружился артроз плечевого сустава. Они-то и рассказали ей о Хадыженске и здешних чудодейственных «диких ваннах». Наталья Ивановна отправилась посмотреть, ванны пошли ей на пользу, и она решила остаться, позвала дочь. Дочь приехала. Да вот с работой в Хадыженске в ту пору (как, в общем, и сегодня) было туго.

В 1969 году Светлана Федоровна полетела в Красноярский край, вновь устроилась на шахту — у реки Котуй (сливаясь с Хетой, она образует Хатангу), место добычи угля для Таймыра. А уже через год, в 1970-м, последовал переезд: в расположенный за Северным полярным кругом город Дудинку (тоже Красноярский край). Если бы не переезд в Дудинку, детей пришлось бы отдавать в интернат (других возможностей для обучения поблизости не было), а этого женщина не могла допустить. Тут же она заключила третий брак, уже счастливый. И опять усыновила детей — Дениса и Андрея, сыновей третьего мужа, Бориса. И родной сын женщины Константин, и приемный Денис до сих пор живут в Дудинке. Константин ремонтировал машины, работал сантехником и механиком в авиапорту. Денис — шофер МЧС. А Андрея на несколько лет заносило в Африку: Он служил секретарем российского посольства в Намибии. У Светланы Федоровны дома висит африканский сувенир от него — буйволиная шкура с изображением леопардов.

Светлана Ванакова, оказавшись в Дудинке, приступила к работе на лесозаводе, которой посвятила два десятилетия. Предприятие выпускало огромные деревянные пиломатериалы, шедшие на строительство самой Дудинки, Норильска и Талнаха (район города Норильска, имевший статус города с 1982 по 2004 годы). Северные города отстраивались на ее глазах. В Дудинке Светлану Федоровну завораживали полярное сияние и ледоколы, разрезающие ледяные преграды, пробивая себе путь. Двадцать лет женщина отработала на дудинском лесозаводе без происшествий, а прямо перед выходом на пенсию с ней случилось несчастье: вследствие аварии она лишилась части пальца и чудом убереглась от гибели.

В начале 90-х Светлана Федоровна с супругом переехала в Хадыженск, который постоянно навещала во время отпусков в дудинский период жизни. Экономически тогда приходилось тяжко. Из-за краха Союза обесценились накопления. Тем не менее, все трудности удалось преодолеть. Небольшой дом на Тургенева достроили, превратили в просторное жилище с теплыми полами. К сожалению (такова жизнь), Светлане Федоровне пришлось похоронить тут сначала маму, а затем и мужа, скончавшихся из-за возраста и болезней. Сейчас Светлана Федоровна живет одна, однако родные часто приезжают к ней в гости, и сестра Тамара проживает неподалеку — на улице Речной.

Светлана Федоровна часто вяжет (теплые носки, шали, жилеты и свитеры с красивыми узорами и различные поделки, и предметы декора). По поводу вязания опытом обменивается с соседкой Валентиной Белобородовой, общается и с другими соседями, сажает цветы (орхидеи, бугенвиллии). А еще Светлана Федоровна, хотя после школы больше не училась ни в каких образовательных учреждениях, всю жизнь занимается самообразованием, много читает, в том числе газеты. Из Дудинки родные привозят ей газету «Таймырка». Нравится ей и газета для садоводов и огородников «Хозяйство». Но больше всего симпатичен «Апшеронский рабочий». Нашу газету Светлана Федоровна выписывает на протяжении долгих лет, хранит понравившиеся вырезки. Например, на стену приклеила обложку с красивыми видами гор. Недавно я писал статью об Анне Петровне Тубол, подруге Светланы Федоровны, также отмечающей в этом году 80-летие. Светлана Ванакова помогала ей с уходом во время болезни и, естественно, хранит выпуск со статьей о своей подруге. А теперь, наконец, в любимой газете выходит материал и о ней самой.

Print Friendly, PDF & Email
0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя