2 февраля – 78 лет со дня окончания Сталинградской битвы: солдат Победы — хадыженец Александр Жуков

0
290
Александр Жуков

Георгия Константиновича Жукова называют маршалом Победы. Фигура военачальника, имеющего отношение к разработке и проведению важнейших стратегических операций Красной Армии в годы Второй мировой, воплощает в себе усилия всего советского народа, положенные на алтарь Победы. Их воплощением служит и однофамилец легендарного маршала, закончивший воинскую службу в звании старшего сержанта, Александр Федорович Жуков. Живущему в Хадыженске героическому ветерану, участнику Сталинградской битвы, дошедшему до Берлина и сражавшемуся на Дальнем Востоке, 28 января исполнилось 99 лет.

Александр Жуков родился в 1922 году в селе Сурены в Тамбовской губернии (ныне — Воронежской области) в многодетной крестьянской семье. Он был младшим из девяти детей (5 братьев и 4 сестры). Мамы у ребят рано не стало. В 1935 году семья перебралась в Москву. Папа Александра, Федор Константинович (женившийся во второй раз — во втором браке Федора родились еще пять детей), в столице строил многоэтажные дома. Но и он вскоре умер. Отца Александр лишился в 1937-м. А через год молодой человек устроился работать во вторую стройконтору, служащие которой возводили автозавод имени Сталина (будущего ЗиЛа).

Сталинское высказывание «Жить стало лучше, жить стало веселее» имело мало общего с жизнью большинства жителей страны Советов в то время, включая Александра. Тем более, он осиротел к пятнадцати годам. И все-таки молодой человек был полон энтузиазма, вступил в комсомол, радовался общению с братьями и сестрами. Но вероломное нападение Рейха, открывшее страшнейшие страницы в отечественной и мировой истории, сломило размеренный ход жизни Александра, как и еще десятков миллионов человек.

Второго июля 1941 года Александра и других работавших с ним ребят призвали в саперную часть. Приняли присягу, погрузили на грузовики и отправили строить оборонительные сооружения вокруг Москвы на Смоленском направлении. Когда новобранцы закончили рыть рвы, сооружать дзоты и минировать речные берега на этом направлении, их перебросили на Орловское. Неподалеку от Курска поезд, в котором ехал эшелон Александра, атаковали немецкие бомбардировщики. Многие бойцы погибли. Выжившие похоронили товарищей и пешком отправились до Курска, где также строили оборонительные «редуты», преграждавшие путь проклятой орде.

Двенадцатого мая 1942 года Александра перевели в 137-ю отдельную саперную роту. В июне в городе Новокузнецке Пензенской области он пополнил 850-ый полк 277-ой стрелковой дивизии. Его с другом Владимиром Болдиным направили в полковую разведку в качестве саперов. Днем укрываясь от вражеских самолетов, Александр и его однополчане двигались под покровом ночи, все равно рискуя жизнями, разминируя маршрут следования и захватывая в плен гитлеровцев.

В сентябре 1942-го разведка смогла переправиться на другой берег Дона и начала передавать сведения о расположении огневых точек противника. Это помогло артиллерии наносить точные удары, дивизии форсировать Дон и приступить к окружению 6-ой армии вермахта. Во время вражеского обстрела Александра Жукова осколком шрапнели ранило в руку. Красноармеец попал в медсанбат, но скоро был выписан и продолжил участие в переломной битве Великой Отечественной. Воюя на пробирающем насквозь морозе, Александр Жуков копал окопы, обстреливал вражеские позиции и вместе с однополчанами захватил аж шесть немецких танков. После пленения армии немецкого фельдмаршала Паулюса Александра Федоровича, как и других наших героических воинов, наградили (впоследствии Александр Жуков получил еще множество орденов и медалей). А еще, наконец, удалось попариться в баньке, смыв не только грязь, но и тяжесть потрясений.

Александр Жуков (слева) с боевыми товарищами после капитуляции Яполнии (сентябрь 1945 года).

Отдых не получился долгим. Дивизию вновь погрузили в эшелоны и отправили на Смоленский фронт. По пути проезжали Мичуринск, где жила одна из сестер Александра, но навестить её его не отпустили. Впрочем, в любом случае, не факт, что встреча состоялась бы. Сестры Александра тоже ушли на фронт, только медсестрами. А трое его братьев полегли на войне. Сам Александр получил второе тяжелое ранение (сильнее первого). В ожесточенном бою неподалеку от самой смертоносной высоты Великой Отечественной, Зайцевой горы у него перебило кости. Александр Федорович перенес операции в Калуге, Москве, Ногинске. После них ему дали справку о негодности к строевой службе и направили строителем и механиком на аэродром в 241-ю авиационную роту. Там обслуживались в том числе самолеты союзнического французского истребительного авиаполка «Нормандия-Неман» и тоже ковалась Победа. Однако доблестный защитник твердо вознамерился вернуться на фронт. И ему это удалось. Зимой 1944-го Александр Федорович вновь попал в действующую армию — участвовал в освобождении Белоруссии, Польши, дошел до Берлина. На капитуляции нацистской Германии война для Александра Жукова не закончилась. Бойцов с территории поверженного Рейха через всю Европу и всю Россию направили на Дальний Восток. Александр и на противоположном конце материка принял участие в боях, спас командира (повалив, когда в него летела граната) и застал капитуляцию Японии. Тем не менее, Александр Федорович продолжал служить. Указ о демобилизации он получил 4 марта 1947 года.

Настоящий защитник Отечества, прекратив тянуть воинскую лямку, вернулся в Мичуринск, где устроился шофером на хлебзавод, развозил продукты. К сожалению, в Мичуринске добрый и доверчивый парень попал в передрягу — помог мужчине, представившемуся «майором», перевезти вещи, а оказалось, что за майора себя выдал бандит, продававший с напарниками ворованные вещи. Подставленного Александра задержали, невиновность доказать не удалось, и герой попал в лагерь, валил лес под Воркутой. И все же даже после такой «пощечины» от судьбы Александр Федорович не сломался.

Освободившись, он переехал в Хадыженск, родовое гнездо. Среди казаков — первых поселенцев станицы Хадыженской значатся предки мамы Александра. Здесь он встретил свою любовь — Веру Ивановну, работавшую в водоцехе. У Александра и Веры родилось двое детей — Валерий (кубанский артист, которого, увы, уже нет с нами) и Виктор. Сейчас у Александра Федоровича двое внуков и столько же правнуков.

В Хадыженске Александр Жуков устроился мотористом на лесокомбинате. Хотелось бы шофером, да вот шоферов хватало, а специальность моториста (расточка и шлифовка моторов) покорилась здесь только Александру Федоровичу. Станками он научился пользоваться в результате глубокого ознакомления с технической литературой. Затем перешел в «Геофизику», также мотористом. Точил моторы здоровенных «Уралов», троса которых опускались в трубы для поиска нефти. Александр внедрил на предприятии много полезных новаций. В ту пору его, без преувеличения, знала половина города.

Специальности Александр Федорович обучил многих ребят, проявив себя еще и как педагогический талант. Естественно, к такому человеку невозможно обходиться без уважения. Александру в любом возрасте нравилось ходить на природу, он собирал грибы и сам консервировал в бочках, нашел много друзей, среди которых самым близким стал фронтовик, баянист Тимофей Иванович Ансов. Сейчас он чаще проводит время дома, но, несмотря на возраст и болезни, не унывает, говоря: «Все нормально!». А молодежи желает жить лучше, чем его поколение, отстоявшее Родину ценой огромных потерь, хорошо учиться и работать!

Print Friendly, PDF & Email
0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя