Конституционный Суд РФ рассмотрел вопросы о размерах платы за коммунальные услуги по отоплению для собственников и пользователей жилых помещений.

0
60

Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2021 № 24-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Жилищного кодекса РФ, установлено, что понятие централизованной системы теплоснабжения многоквартирного дома нормативно не установлено законодательством, что создает правовую неопределенность в части выбора правил для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, применимых к многоквартирным домам, присоединенным к централизованным сетям через индивидуальные тепловые пункты (принимая к сведению снабжение таких домов тепловой энергией через централизованные сети без передачи теплоносителя).

Размещенные в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС «ЖКХ») электронные паспорта таких домов, содержащие общедоступную информацию, в частности, о внутридомовой системе отопления, характеризуют ее как центральную.

Указанное, вызывает у собственников и пользователей помещений, обеспечивающих сохранность индивидуальных приборов учета тепловой энергии, обоснованные ожидания, что применению подлежит абзац четвертый пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), позволяющий учитывать при расчете платы за отопление показания таких приборов.

Однако, положения указанной нормы распространяются на многоквартирные дома, подключенные к централизованным сетям по зависимой схеме. Расчет же размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, присоединенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, через индивидуальные тепловые пункты, производится на основании абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил — о самостоятельном производстве исполнителем этой услуги. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, требующий создания равных условий для реализации прав и законных интересов лиц, относящихся к одной категории (собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям по независимой схеме, с одной стороны, и, с другой — жильцы таких же домов, но подключенных по зависимой схеме), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания.

Конституционный Суд РФ признал абзац третий пункта 40, абзацы первый и четвертый пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствующими Конституции Российской Федерации, а именно ч. 3 ст. 17, ч 1 ст. 19, ч.ч. 1, 3 ст. 35 и ч. 3 ст. 55, в той мере, в какой содержащиеся в них положения в системе действующего правового регулирования при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению не предусматривают возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через индивидуальный тепловой пункт — многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором большая часть помещений оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Правительству Российской Федерации указано о необходимости приведения в соответствия правового регулирования в указанной сфере правоотношений.

Информацию подготовил:
Помощник прокурора
Апшеронского района
юрист 3 класса Е.А. Прудников

Print Friendly, PDF & Email
0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя