Законодателем определены новые требования к осуществлению государственного и муниципального контроля (надзора)

0
60

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки их соблюдения гражданами и организациями, выявления их нарушений, принятия мер по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

Приводятся виды деятельности, не относящиеся к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

Например, мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания; оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие; деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора; расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу и др.

Также определены виды контроля, в отношении которых новые правила не применяются. В частности, налоговый контроль, таможенный контроль, контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции; надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства; в сфере лесной охраны.

Предусматривается ведение единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание, интенсивность и результаты. Контрольный (надзорный) орган для целей управления рисками относит объекты контроля к одной из категорий риска (от низкого до чрезвычайно высокого).

Определен порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Так, судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Приводятся перечень таких новых видов контрольных (надзорных) мероприятий, как контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка; наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование.

Срок проведения документарной и выездной проверки теперь не может превышать 10 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки по общему правилу не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Вводятся специальные режимы государственного контроля (надзора), такие как мониторинг, постоянный государственный контроль (надзор) и постоянный рейд.

Кроме того, с целью формирования органами контроля (надзора) плана плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, постановлением Правительства от 31.12.2020 №2428 утверждены соответствующие Правила, на основании положений которых контрольными органами уже в этом году будут сформированы планы проверочных мероприятий на 2022 год.

Старший помощник прокурора района А.А. Чуприна

Print Friendly, PDF & Email
0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя