ТКО — обязанности граждан и регионального оператора

0
282

Твердые коммунальные отходы или сокращенно ТКО — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242).

Обращение с иными видами отходов (биологическими, медицинскими и иными) необходимо осуществлять в рамках заключения отдельных договоров с организациями, имеющими лицензионно-разрешительные документы на такой вид деятельности.

Обязанность граждан на заключение договора на вывоз (транспортировку) мусора

Договор на вывоз (транспортировку) мусора должны заключать собственники частных жилых домов, нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов), управляющие компании, ТСЖ, собственники помещений и квартир в многоквартирном доме. Прямой договор со специализированной организацией в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Жителям многоквартирных домов и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, то есть если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления.

Обязательность внесения платы за вывоз твердых бытовых отходов

В настоящее время безотходное хозяйствование и проживание в домовладениях невозможно. Упаковка и тара от продуктов и товаров, а также иной домашний и другой мусор не могут бесследно исчезнуть.

Соответственно, отходы жизнедеятельности либо сжигаются, либо закапываются на участке, либо пополняют несанкционированные свалки, что наносит огромный ущерб окружающей среде, а также способствует росту незаконных свалок, что является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.

В большинстве случаев такая ситуация возникает у жителей частного сектора, которые по собственной инициативе ранее никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями.

Вместе с тем, теперь в силу положений части 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором.

Плату за оказанные и не оплаченные услуги региональный оператор вправе взыскать в досудебном и судебном порядке.

Претензии жителей городских и сельских поселений района, связанные с некачественным оказанием услуг по вывозу (транспортировке) мусора сначала необходимо предъявлять к региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. На территории Апшеронского района региональным оператором по обращению с ТКО является — «Апшеронский» филиал АО «Крайжилкомресурс», расположенный по адресу: г. Апшеронск, ул. Спорта, 3.

Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках). К управляющей компании, органу местного самоуправления — направляются претензии по содержанию и чистоте мест (площадок) накопления ТКО.

На нарушения закона, связанные с экологией и охраной окружающей среды — в территориальный орган Росприроднадзора. На нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил — в территориальный орган Роспотребнадзора. На нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО — в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

В случае несогласия с величиной тарифа на услуги регионального оператора – в Региональную энергетическую комиссию — департамент цен и тарифов Краснодарского края. В случае несогласия с результатами рассмотрения обращений вышеуказанными ведомствами – в прокуратуру района.

Если плата за обращение с ТКО начислена неправильно, в том числе в связи с разницей в количестве фактически проживающих в домовладении лиц и начислениями регионального оператора, Вы вправе обратиться к региональному оператору. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. В данному случае — справку о составе семьи, выписку из домой книги или домовую книгу.

Дополнительно разъясняем Вам, что в соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесных, водоохранных зонах. Запрещается размещение отходов на свалках, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

За нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, в том числе на юридических лиц, виновных в организации несанкционированной свалки, может быть наложен административный штраф в размере до 250 тысяч рублей.

За уборку незаконных свалок, в дачных и лесных зонах отвечают органы государственной власти и органов местного самоуправления, в связи с возложенными законодательством Российской Федерации полномочиями. Однако, если земельный участок находится в частной собственности, то вся ответственность ложится на правообладателя.

В случае обнаружения фактов незаконного складирования твердых бытовых отходов в неустановленных (предназначенных) для сбора местах необходимо незамедлительно обращаться в соответствующий орган местного самоуправления, а также подать обращение в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора и Роспотребнадзора. Во всех заявлениях в органы власти надо обязательно указывать точное место, описание свалки, дату обследования, а также при наличии возможности, приложить к обращению фотографии, в том числе путем направления обращения с использованием глобальной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Соблюдение законодательства в сфере надлежащей организации обращения с отходами находится на постоянном контроле в прокуратуре Апшеронского района.

Помощник прокурора Апшеронского района, юрист 3 класса Е.А. Прудников

0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя