Легендарный актер апшеронского театра — Александр Ткаченко

2
132

История Апшеронского драматического народного театра составляет неотъемлемую страницу в истории нашего района. Александр Назарович Ткаченко, почетный гражданин города Апшеронска — один из актеров театра и его живая легенда сегодня.

Неразрывно вся активная трудовая, творческая и личная жизнь Александра Назаровича пересеклась с тем временем, когда термин «театральная жизнь города» имел место и для провинциального Апшеронска.

Напомним, что периодом рождения театра принято считать годы первой пятилетки — 1928-1932 гг., когда во многих производственных коллективах Апшеронска стали создаваться кружки художественной самодеятельности. А когда в городе было построено новое здание Дома культуры, в нём и сложился молодёжный театральный кружок. С 1944 года его руководителем стал Иосиф Лукач, преданно отслуживший своему любимому театру, своему зрителю более сорока лет. Спустя три года кружок стал называться театром.

Дебют

Началом своего пути в творчестве Александр Ткаченко считает далёкий 1956 год, когда стал посещать танцевальный кружок в городском Доме пионеров, руководил которым в те годы Степан Иванович Ефремов. И первая актёрская роль Деда Мороза случилась именно там.

К этому времени Александр уже закончил по направлению военкомата курсы водителей и за рулём «полуторки» вместе со сварщиком и сварочным аппаратом объезжал поля района, чтобы ремонтировать технику. Во время уборочный страды вместе с танцевальным коллективом в составе агитбригады выезжали по району поддержать и порадовать своим творчеством тружеников полей. С этого времени молодой Саша и стал актером театра.

Нужно отметить, что три года службы в армии (отсроченной по болезни) не лишены были и творчества. Взвод, в котором служил Александр, считался лучшим по исполнению строевых песен. Рассказывая об этом, он на мгновение, как будто перенесясь в прошлое, тихо запел:. «..несокрушимая и легендарная, в боях познавшая славу побед…».

А тем временем театр готовился к премьере спектакля «Именем революции» по пьесе М.Шатрова. Именно с этой постановкой театр выехал в Москву с творческим отчётом как лучший самодеятельный театр Кубани. И именно после этой поездки, 7 мая 1959 года, театральному коллективу РДК и было присвоено звание «Народный драматический театр». Это звание театр получил одним из первых на Кубани.

Роли как судьбы…

Вернувшись из армии, Александр устроился водителем в автохозяйство и продолжил своё увлечение театром. А чтобы Саша был ближе к своему серьёзному хобби, главный режиссёр Иосиф Лукач походатайствовал, чтобы актёр Александр Ткаченко стал водителем автобуса, появившегося теперь в театре. Примечательно, как рассказал Александр Назарович, это был переоборудованный под автобус грузовик ГАЗ-51, которым премировали коллектив во время успешного выступления на фестивале в Краснодаре. Ведь без личного транспорта театральному коллективу на гастролях никак не обойтись.

А театр продолжает завоевывать сердца жителей района, его премьеры и спектакли проходят с аншлагом.

Одна из запомнившихся и полюбившихся ролей Александра Ткаченко в это время — главная роль Буслая в пьесе «Порог» драматурга Дударова. Это был 1985 год. Очень интересной предысторией к этому поделился с нами Алксандр Назарович. Незадолго до начала работы над ролью довелось ему поехать на экскурсию в тогда ещё Ленинград. Театральные афиши города зазывали гостей на премьеры, на одну из них и решил пойти Александр в академический театр имени Г.Вахтангова. Но на пьесу «Порог» билетов было уже не достать. Решил наш земляк, что называется, рискнуть, уж больно хотелось побывать на спектакле в культурной столице! Постучав в окошко кассы, Александр очень извинился, показал своё удостоверение актёра народного театра, как бы объясняя, почему ещё так важно ему попасть на спектакль. И получилось же! Спектакль и, в частности, его музыкальный лейтмотив оставили след в душе актёра. А вот исполнение роли главного героя Александр как актер увидел несколько иначе…

Через некоторое время Лукач объявляет о начале работы над новой постановкой — пьесой «Порог».

Никогда не просил роли Александр, нравилось играть все назначенные режиссером большие и эпизодические. А тут так сильно захотелось сыграть именно главного героя пьесы, так чётко представил актёр, как он сможет донести до зрителя то важное, что увидел он в персонаже, что.., преодолев сомнения, пошёл к главному режиссёру просить эту роль себе. Иосиф Хаскелевич согласился не сразу, но дал Александру шанс. Чтобы найти ту самую музыку из репертуара французского ансамбля Space, что звучала на спектакле в Ленинграде, Александр переслушивает массу грампластинок в фонотеке своей коллеги. И именно эта музыка также становится лейтмотивом в спектакле апшеронского театра.

Премьера спектакля показала его триумф. Главная идея пьесы была воплощена, мастерская игра актеров театра не оставила равнодушным ни одного зрителя, пережив увиденное на сцене, многие плакали. А через некоторое время Александра пригласил режиссер Иосиф Лукач в свой кабинет, где на стуле сидел в слезах пожилой мужчина. Побывав на премьере спектакля, он зашёл к режиссеру поделиться похожей историей из его жизни, а обратившись к Александру, он сказал:»Вы в точности сыграли моего сына». Наверное, это могло быть лучшей похвалой для актёра.

До новых премьер!

Не мог не поделиться Александр Назарович и своими теплыми воспоминаниями о коллегах по театру, о гастрольных поездках по краю и о той особой репетиционной атмосфере, которая может царить только в театре. Вспоминая об Иосифе Лукаче, Александр старается выделить главное: «Это был очень интересный человек! Он мог очень убедительно говорить и обладал способностью заинтересовать человека. Он жил театром. Сам, влюблённый в театр, передал эту любовь и нам, актёрам и зрителю».

Сам же Александр Назарович также всю свою творческую жизнь делился со своим зрителем любовью к театру, к русскому народному танцу, и, в целом, к искусству. Он отдал театру почти 30 лет, сыграв более чем в 20-ти спектаклях. Он создавал тот волшебный мир театра, который никогда не перестанет манить к себе зрителей. А мы с надеждой ждём, что когда-нибудь наш Апшеронский народный театр вновь откроет занавес и поприветствует своего современного зрителя на премьере нового спектакля.

Напоследок, уже стоя на пороге уютного дома Александра Назаровича, я услышала его мысли вслух. Он сказал:» Надо не забыть позвонить и поздравить с Днём театра моих коллег Юру Чернавина, Галю Линенко, Таню Колесникову, Людмилу Шаповалову, Светлану Заболотневу, Надю Веденяпину… и всех, кого помню и люблю».

Print Friendly, PDF & Email
1+

2 КОММЕНТАРИИ

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя