Апшеронский мастер создаёт шедевры из дерева в этностиле

0
908

Олег Квитницкий, мастер художественной резьбы по дереву, создаёт авторские творения в этностиле

Для работы в ход идут ветки и корни деревьев. Очень часто идеи для вдохновения мастер черпает, сидя на крутом берегу реки, без остановки несущей свои воды в Кубань…

Родился Олег в 1978 году, в тогда ещё советском приморском городе Одессе: «Рождён я в Союзе, потому для меня СССР — это не просто страница истории России, это Родина, большой и общий дом».

Коренной одессит

Так случилось, что воспитывался Олег мамой и бабушкой. В какое-то время у мальчика — подростка появился интерес к созиданию. В сарае, оборудованном некогда дедушкой под мастерскую, делал мальчишка всякую мелкую кухонную утварь, полочки, одёжные вешалки, «как будто чувствовал на себе ответственность, потому и рано повзрослел», — добавляет мастер.

Уже в юношеском возрасте, поехав в Москву к своей двоюродной бабушке, Олег узнаёт от неё, что его предок, поляк Артемий Петрович Лосицкий, был искусным мастером-краснодеревщиком. Он тоже жил в Одессе, посещал уроки в школе известного тогда мастера Кельмана. Артемий Лосицкий создавал деревянную мебель и аксессуары для интерьера, пользующиеся спросом у одесситов. Эскизы же для его творений создавала жена Юзефа. Поведала тогда бабушка и невероятную историю знакомства Артемия и Юзефы на железнодорожной станции. Решение соединить свои судьбы они приняли, случайно встретившись на перроне во время пятнадцатиминутной стоянки поездов.

Рассказ бабушки о предке отчасти дал юному Олегу объяснение его тяги к столярным занятиям — наследие.

Олег очень гордится своими предками, и в том, что он коренной одессит, сомнений не было.

Здравствуй,  столица!

Живя в Одессе, молодой человек, как и большинство советской молодёжи, мечтал получить московское образование, поэтому после школы уехал в столицу.

Проживая в Москве в период с 2003 по 2015 годы, работал в школе учителем трудового воспитания. А для совершенствования своего таланта нужно было много работать над собой, изучать и учиться, и столица предоставляла прекрасные возможности для того, чтобы заполнять голову необходимыми знаниями. Потому, пока жил там, в Московском институте открытого образования изучал мировую художественную культуру и культурологию, в художественно-промышленном институте обучался графическому дизайну. Постигать основы ремесла помогали посещения столичных музеев, среди которых исторический и прикладного творчества. Вот уж где раздолье для «раскопок» и открытий! Также с интересом изучал народные традиции, реконструировал народные орнаменты. «К этому надо подходить как археолог», — считает мастер.

На «юга», за вдохновением!

Но, как оказалось, большой город может быть тесным для художника, поэтому силы для творчества уехал искать в наши края. Возможно, «южная кровь» предков звала вернуться назад, в места, богатые этнографическим материалом и хорошими перспективами для вдохновения.

Переехав в Апшеронский район, Олег купил домик в отдалённой от всех благ цивилизации Кушинке, где дышалось полной грудью. Но так как творчество и возможность зарабатывать ремеслом на жизнь были подвязаны на развитую и мобильную инфраструктуру, было решено перебраться в районный центр. И сейчас его дом в тихом переулке у Пшехи.

Сегодня за его плечами многолетний опыт резчика по дереву. Несчетное количество маленьких шедевров деревянного зодчества мастера украшают дома людей и их самих. «Это не просто моя профессия или моя работа, это мой образ жизни», — так говорит о своём занятии сам Олег.

Природная мастерская

Деревянный брусок в руках резчика превращается в неповторимый шедевр — ложку в виде нотного знака.

В современном мире важно уметь себя грамотно подать и представить в медийном пространстве. Потому мало быть просто хорошим резчиком, необходимо иметь навыки фотографа, маркетолога, чтобы продвигать свои изделия. Авторскую мастерскую в социальных сетях Олег преподносит своим почитателям как «Древа жизни». Называя себя мастер Стерх, «воплощает желания в древесной плоти». Среди заказов шкатулки, кулоны, панно, обереги из дерева, тотемные животные, самые различные этно-украшения, авторская утварь и многое другое.

Пользуются спросом женские гребни и заколки, на памяти у мастера их уже около трёхсот. И ни один из них не повторился в другом. В каждой работе есть его авторский узор, он несёт смысловую нагрузку. Вот гребешок с павой-птицей из русского фольклора: «Летела пава через три двора, уронила перо на подворьице…», и каждая «павушка» в гребнях играет эксклюзивной подборкой самоцветов. Во многих работах мастера присутствует инкрустация натуральными камнями, например, бирюзой, яшмой или сердоликом, натуральным перламутром. Вот заиграл в резном кулоне — солнышке бирюзовый глазок, а придать эффект живого глазного яблока в резном барельефе сокола помог балтийский янтарь. Камни Олег приобретает на ярмарках, сам обрабатывает их вручную, дедовским способом, «не разрушая того, что природа создала сама, а лишь слегка корректируя форму».

Для работы мастер использует деревья твёрдых пород: дуб, бук, ясень, красное дерево. Хорошо работается и с фруктовыми — вишней, алычой, боярышником. У Олега к дереву очень трепетное отношение, личное, как к другу, которого можно обнять и чем-то сокровенным поделиться. Потому пользуется мастер древесными отходами — спилами и заготовками с пилорам. Прогуливаясь вдоль берега Пшехи, собирает он для работы скрюченные ветки, корни, стволы деревьев, уже первоначально отточенные водами горной реки. Мастеру остаётся лишь вдохнуть в них жизнь.

Завершая своё творение, покрывает его специальной пропиткой, используя для неё экологические материалы. Авторский состав на основе пчелиного воска, хвойной живицы, прополиса и льняного масла дарит изделию долгую жизнь.

С песней по жизни

Песня, музыка неразрывно связаны с творчеством мастера. Олег играет на балалайке и исполняет песни предков. В своё время, в Москве, в составе ансамбля народной песни «Жива», руководила которым преподаватель российской академии музыки имени Гнесиных Наталья Мухина, ездил в творческие экспедиции в Белгородскую область и на Дон. Там собирали песни старых исполнителей, чтобы сохранять для потомков фольклорную культуру и традиции.

Не дать исчезнуть

Как у истинного художника у Олега есть свой авторский псевдоним. На страницах его блога мы узнаём его как мастера Стерха. Как известно, стерх- это белый журавль, эндемик северных территорий России. Птица находится под угрозой исчезновения и внесена в международные списки Красной книги а также Красной книги России. Мастер Олег Квитницкий всеми силами своей души, своего труда делает всё, дабы не исчезло на земле русской оставленное в наследство предками искусство шлифовать красоту, заложенную самой природой.

P.S. Народная мудрость гласит: «Если в твоей душе осталась хоть одна цветущая ветвь, на неё всегда сядет поющая птица». Беседуя с мастером, любуясь и восхищаясь его творениями, я невольно погружалась в сказку, ту самую сказку детства, где бросишь гребень — вырастет лес непроходимый; где Ярило растопил Снегурочку, а мы, дети, плакали…; где Финист обратился ясным соколом. Где в каждом деревянном творении мастера оживают знакомые образы «преданий старины глубокой». И всё потому, что живёт в душе Стерха поющая птица.

Больше работ https://vk.com/albums-94967647

Print Friendly, PDF & Email
1+

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя