Экскурс в историю Апшеронска
Вам интересно, каким был Апшеронск 20-30-40 лет назад? Уверена, что да. Слава Богу, об ушедшей советской эпохе, о периоде прошлого века районного центра, как бы громко это ни звучало, есть кому рассказать. Я беседую с председателем ТОСа №2 Валерием Волковым. Он делится драгоценными воспоминаниями, на которые когда-нибудь, возможно, обратят внимание любители истории нашего района.
ГОЛУБАЯ АВТОСТАНЦИЯ
— Валерий Иванович, вы родились в Апшеронске?
— Я переехал сюда на постоянное место жительства в 1977 году, когда мне было 20 лет.
— Каким Вам запомнился город 70-х годов?
— Помню автостанцию того времени. Она находилась на кругу, где сейчас размещается кафе «Круг» и стела, она была неказистой, покрашенной масляной краской голубого цвета, обшитая доской-вагонкой. А на полу — по щиколотку воды, потому что болото было на этом месте, мочак. Доски под ногами шатались, и кто как мог «доплывал» до кассы. В 1979 году стали строить автовокзал по улице Ворошилова, кстати, там были дома частного сектора. Я принимал участие, приходилось монтировать крышу из сделанных на ОЭЗ пространственных конструкций. Это металлические трубы с наконечниками по концам. А сверху все укрывалось щитами из ДСП и заполнителя — минваты, которые изготавливала исправительная колония №5 города. Первым директором автовокзала был Журавлев. Здание просуществовало до 2020 года.
— Что еще было на «Кругу», кроме автостанции?
— Училище, которое выпускало штукатуров-маляров. Ещё там находилась станция скорой помощи. А по направлению на Хадыженск, недалеко от «Круга», стоял гараж Леспромхоза с автопарком и слесарными мастерскими.
ПРАРОДИТЕЛЬ АПШЕРОНСКИХ БАНКОВ
— Какие еще запомнились здания, которые потом претерпели существенные изменения?
— Я помню, каким был первый Госбанк. Он был расположен рядом со зданием нынешнего лесхоз-техникума. Здание было сложено из красного кирпича, но по окна уже вросшее в землю. Мощное, стены толстенные. Мне очень нравился Госбанк, окна были квадратные, вокруг них были арки из кирпича. Почти в купеческом стиле! Его построили в 1933 году. Но в 1979 году разобрали, причем, с огромным трудом: долго ничем не могли разбить кладовую — хранилище денежных знаков. Новый Госбанк вырос в районе полиции, позже там стал базироваться Сбербанк. Открытие было торжественным. Но новое здание уступало по прочности старому, даже проблемы с приемкой в эксплуатацию возникали!
РЕМОНТИРОВАЛИ ДЛЯ ВСЕГО СССР
— Какими были дороги в 70-х годах?
— Было в Апшеронске такое место, которое называлось Новодрановский перевал, по фамилии директора ОЭЗ Новодранова, от Армянского переезда (так называлась остановка, сейчас — Социалистическая) до современного ГИБДД. Раньше асфальта на этом участке не было. По гравийной дороге летали КРАЗы, ЛиАЗы. Подъем зимой преодолевал не каждый, машины часто во время гололеда слетали в кювет.
— Откуда в Апшеронске было такое активное автодвижение?
— Транспорт прибывал из Грузии, из Прибалтики, Нечерноземья, Центральных районов СССР. Автобусы, большегрузы и лесовозы пригоняли в Апшеронск для ремонта на Опытно-экспериментальном заводе. Завод был мощным. Выпускал многое, даже электромобили, примерно в 1976 году, это был такой пробный шар.
— И насколько успешно?
— Электромобили в Апшеронске не обкатывали. Делали их на базе микроавтобусов РАФ. Успешно на ОЭЗ работали цеха: литейный, гальванический, ширпотреба. Выпускали противотуманные фары, которые были в Советском Союзе дефицитом. Делали зеркала, бусы, расчески, пластмассовые разноцветные стаканы и многое другое. Между прочим, директор ОЭЗ разводил на территории завода нутрий.
ПРОДПРОГРАММА ПО-АПШЕРОНСКИ
— А зачем, разве можно было выращивать животных на территории завода?
— Это было не просто можно, но и нужно. В стране действовала продовольственная программа КПСС. В 1979-1980 годах все предприятия города были официально наделены пустующими земельными паями, на которых их обязали дополнительно к основному виду деятельности заниматься сельским хозяйством, даже тех, кто был далек от этого. Общепит выращивал кукурузу за Лесхозмашем, ЗТО растил огурцы и другие овощи на землях до кладбища ЦРБ, по улице Луначарского на нижнем складе Лесокомбината занимались грибами-вешенками, ЗТО держал скот, ИК-5 разводила свиней и кур-несушек, например. А ОЭЗ занимались нутриями в районе кирпичного завода.
— Расскажите о кирпичном заводе.
— Существовало два таких завода. Один был городским, расположенным ниже улицы Заводской. Другой стоял на самом берегу реки Тухи. Примыкал к заводу «Лесхозмаш» и являлся собственностью Леспромхоза. На заводе изготавливался такой качественный кирпич, что все, кто строился, старались брать его только там. Выжигали кирпич в печах. До того, как отправить его в огонь, сырец укладывали по технологии в так называемые елки под навесами, где он на сквозняке просыхал.
ОТ ТЕЛЕГ ДО ВИТРИН
— Вы упомянули ЗТО. Каким он был несколько десятков лет назад?
— Завод торгового оборудования вырос из ступочного завода по производству ступиц, ободьев для колес и других деталей для гужевого конного транспорта. Там же работал и бондарный цех. Позже, в 80-е годы, стали делать витрины, прилавки, мебель и другие товары для магазинов, выпускали ресторанные кресла. И даже возили эти шикарные кресла на московские выставки.
ВМЕСТО АВТОБУСА — ПОЕЗД
— Исправительная колония, я слышала от старожилов, занималась не только сельским хозяйством?
— Да, ИК круглосуточно занималась глубокой переработкой древесины, куда лес направляли по железной дороге. Бревна штабелями лежали вдоль ж/д полотна. Колония делала мебель — диваны, шифоньеры, горки. Лес возили и на другие предприятия, например, на тарный завод. Ходил поезд и для пассажиров. Как на электричке, на нем можно было доехать от станции Нефтегорской в Белореченск, Пшехскую, Тверскую, Ерик. Сейчас осталось только название остановки — «Станция Нефтегорская». А тогда это была настоящая железнодорожная станция, внутри которой был магазин и почта. Сейчас там уже лет 15 располагается церковь.
— В Апшеронск везли лес, а из Апшеронска что вывозили?
— Металл. В районе Нефтегорской станции размещался Кубаньвтормет. При нем находился пункт приема чермета. Каждое предприятие города было обязано сдавать каждый месяц металлолом в определенном количестве. Организация была мощная, имеющая свою технику — тракторы, бульдозеры. Грейдировало примыкающие дороги именно оно.
Вообще, рассказывать о прошлом Апшеронска можно еще много и долго. Город, да и район в целом, преображается с каждым годом все быстрее и интенсивнее.
Беседовала Татьяна Разбоева