В пещерах, на скальных участках гор, на валунах и даже на деревьях то тут, то там можно встретить «послания» (кому?) наподобие «Здесь был Вася», «Женя, я тебя люблю!», «Июль 2020 Тамбов» и прочие.
Разрисованные «автографами» достопримечательности производят удручающее впечатление. Путешествующие по нашим горам и лесам люди из разных регионов вынуждены лицезреть всю эту пестроту имён и названий городов, особенно в местах, популярных среди отдыхающих. Пресловутые «Васи» оставляют о себе нелицеприятную память. В многолюдных местах они трусливо выцарапывают свои инициалы ножом или гвоздём, удалённые объекты «расписывают» молотком или краской. И ведь не опасаются карабкаться по отвесным скалам, да ещё тащить на себе банку с краской. Эти бы рвения да на добрые дела! Но, сколько ни учи, ни окультуривай иных, они, по сути, остаются дикарями пещерных эпох.
Впрочем, такое сравнение обидно для древних людей. Выбитые или нанесенные краской изображения на камнях — петроглифы — известны с палеолита до средневековья. Но то была не блажь, не сознательный вандализм, а жизненная необходимость. Учёные, изучая эти петроглифы, видят в них источники информации для научных дисциплин. Наскальные изображения говорят о тяге древнего человека к творчеству, помогают нам больше узнать о культуре и быте наших предков, знакомят с историей местности, где были нанесены рисунки. К примеру, в Сахаре на скалах и пещерах обнаружили петроглифы, которые помогли узнать о прошлом пустыни, о том, что в эпоху неолита там был совершенно другой климат и богатая экосистема. По этим изображениям даже смогли установить примерные сроки появления нового вида животных — верблюда.
Если наши давние предки передавали с помощью петроглифов свое видение мира, делились информацией, пытались привлечь удачу или отвести беду, предупредить об опасности, то нынешние «скаломаратели» вызывают только возмущение. Не надо резать по живому дереву ножом, чтобы сообщить, что ты тут был — просто сделай фото или видео. Не надо всем кричать про свою любовь — привези её в это место и сделай признание под шум водопада и пение птиц, в окружении лесной красоты.
Сотрудники кавказского государственного биосферного заповедника поделились трудностями удаления таких надписей. Сейчас они очищают скальные участки тисо-самшитовой рощи. И дело не только в труднодоступности этих участков: удалить художества вандалов можно только вместе со слоем камня. Поэтому берут болгарку и начинают зачищать поверхность буквально миллиметр за миллиметром. Так же поступают с исписанными деревянными скамейками. Вандалы добрались и до пластиковых аншлагов и информационных щитов — их приходится заменять на новые. На это идут бюджетные средства.
Да, закон ужесточает наказание за порчу имущества особо охраняемых природных территорий, за нанесение вреда окружающей среде. Только у каждой скалы или дерева инспектора не поставишь. Людьми надо оставаться везде, в том числе на дикой природе. И память о себе оставлять чем-то полезным.