Преамбула.
Перебирал на досуге свой архив и обнаружил несколько относительно давних статей, в своё время опубликованных в районных газетах. Но проблемы, поднятые в некоторых из них, увы, так и остались почти незамеченными, то ли из-за обычной чиновничьей глухоты, то ли чехарды — в районе часто сменялись главы районной администрации. Поэтому и решил предложить две из них, теперь уже читателям библиотеки, лишь незначительно дополненными, с учётом произошедших изменений за минувшие годы.
«ПРОЙДУСЬ ПО КОММУНИСТИЧЕСКОЙ, СВЕРНУ НА КОМСОМОЛЬСКУЮ»
Когда-то, теперь уже очень давно, в советские ещё времена, мне довелось редактировать «Телефонный справочник Апшеронского района». Поскольку в районе тогда жили (ещё были живы) мои родители, и я часто ездил к ним, за дело я взялся с пристрастным интересом. И, помнится, был невольно удивлён чрезмерным изобилием советских названий улиц города. Подумалось, это как же надо было запугать районную парторганизацию, чтобы потребовалось доказывать свою преданность таким верноподданическим способом.
И теперь, когда советское время осталось далеко позади, идеологически окрашенные названия продолжают воздействовать на неокрепшее сознание подрастающего поколения, хотя и кажутся многим уже или нелепыми, или странными.
Судите сами. Центральная улица Апшеронска носит имя Ленина — это уже как всероссийский штамп. Впрочем, для Кубани не очень-то характерный, у нас центральные улицы во многих местах сохранили название Красные, в смысле красивые.
Улицы Коммунистическая, Исполкомовская(!), Октябрьская, Краснооктябрьская(!), Советская, Социалистическая, ХХ11 Партсъезда(это на нём было обещано, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при Коммунизме), Комсомольская, Красноармейская, Краснознамённая, Первомайская, Пионерская, 9 января, Крупской, Луначарского, Орджоникидзе… По-прежнему почитают апшеронские власти гонителя казаков Свердлова, главного чекиста Дзержинского, сталинских приспешников Ворошилова, Калинина, Кирова… Даже иностранных коммунистов Тельмана, Димитрова, Энгельса…Непонятна причастность к городу «героев» Гражданской войны Будённого, Котовского, Лазо, Фрунзе, Фурманова, Чапаева, Щорса, есть даже переулок Кочубея, который по пьяне, выделываясь перед любовницей, спалил красивейшую церковь в моей родовой станице Воровсколесской… Из них в карательном рейде красных по долине Пшехи участвовал и рубил казаков лишь Аркадий Гайдар, об этом походе у него остались записи в дневниках…
Особое почтение было уделено почему-то Карлу Марксу, его полным именем названа улица, а несуразный бюст долгое время «украшал» одноимённый сквер в центре города…
Большинство жителей теперь не казачьего происхождения, приезжие, и им, скорее всего, безразлично название улицы, на которой они живут. На самом деле это не так безобидно, как кажется. Во-первых, до революции в станице преобладала географически привязанная к местности исторически устоявшаяся топонимика, во-вторых, названия несут в себе идеологически-воспитательную функцию. Коммунисты это прекрасно понимали — названия улиц и населённых пунктов входили в ленинский план монументальной пропаганды. Да и предки наши умели давать уместно-точные названия. Например, станица Апшеронская была названа в честь участвовавшего в Персидском походе полка. А как это совпало с Пшехой, на берегу которой основали станицу, — корни разных слов соединили в себе два географически отдалённых места, Апшеронский полуостров на Каспии и реку Пшеху.
Советской власти нет уже много лет, а названные коммунистами улицы продолжают существовать — невольно создаётся такое впечатление, будто в районной администрации ещё кто-то надеется на её возвращение…
Что можно и справедливо было бы давно сделать? В старой, дореволюционной части города, вернуть их исконные станичные имена. Уместность названий улиц новых микрорайонов могли бы профессионально определить специалисты по топонимике. По примеру краевого центра, где при городской администрации когда-то была создана комиссия, состоявшая из краеведов, чутких к слову писателей и просто патриотов, знающих и любящих свою малую родину, новыми властями, правда, уже распущенная.
Чиновничьи демагоги могут привычно возразить, что сейчас якобы не время для переименований, что это стоит больших денег, а район финансово ослаблен. Но и в советское время финансовое положение в районе бывало ещё хуже, с лёгкой руки краевых журналистов ему даже давали определение «медвежий угол». Однако, переименования с идеологическим, советским уклоном происходили регулярно, причём тогдашнее партруководство даже в мыслях не держало необходимости совета с населением — для них народ был вроде ребёнка, которого нужно воспитывать. Да никто и не призывает заняться всеми переименованиями в одночасье. Дело это ответственное, не терпящее спешки. И, конечно, по мере появления финансовых возможностей.
Постскриптум. Поднятая тема касается и других городов и населённых пунктов района.
«Предгорье Кубани»№45 11-17 ноября 2005г.
МАРШРУТЫ, ЕСЛИ БЫ МЫ ИХ ВЫБИРАЛИ
Приятно наблюдать, как работает дорожная служба. То там, то сям подсыпают асфальт, подкрашивают разметку, облагораживают остановки, заменяют разбитые бордюры, летом даже обкашивают обочины… Значит, финансирование стабильное. И это тоже приятно.
Тем не менее, у нас продолжают ветшать и зарастать деревьями с обочин дороги, этой службой совершенно забытые. А ведь в советское время они были основными даже для пассажирского транспорта! Например, давно накатанная гравийка от Ширванской водокачки через х. 16 км, х.Горный луч и далее через пос. Новые поляны до с.Черниговское. От поворота на ширванский мост небольшая часть дороги была даже асфальтирована, и выбоины на дальнейшей гравийке до Горного луча грейдер, видимо, иногда заравнивает, но дальше Горного луча дорожные службы, судя по состоянию проезжей части, давно не заглядывали. А ведь это был самый короткий путь к ст. Самурской (той её части, что теперь называют Новыми Полянами) и с. Черниговскому! Отремонтировать там надо лишь мост через ручей, отодвинуть дорогу от опасного подмыва Пшехой ставшего близким к ней берега, ну и асфальтировать пять километров давно утрамбованной гравийки.
Вообще-то, этот участок дороги и первоначально планировалось благоустроить, даже бетонный мост через Туху построили, вместо деревянного. Но при строительстве дорог в советское время преобладал ведомственный подход, а на хуторе базировался тогда ещё не разваленный табак-совхоз. Видимо, поэтому, не без влияния совхозного начальства, асфальтную дорогу проложили по топким суглинистым мочакам, а чтобы поднять её над ними, вбухали туда несчётное количество гравия, и со строительством нескольких мостиков и мостов от поворота на ст. Нижегородскую до хутора Самурского. Благо, и там вскоре построили долгожданный бетонный мост через Пшеху. В итоге, все маршрутные автобусы, тогда якобы временно, направили делать крюк с более чем километровым заездом в центр ст. Ширванской, дальше на Голышовку, от неё до упомянутой выше развилки и через х. Самурский с ещё одним километровым заездом уже в ст. Самурскую…
Каково при этом пожилым и вообще пассажирам, едущим, например, в Черниговскую в обычно переполненных автобусах, да особенно в летнюю жару, никто из организаторов пассажирских перевозок, как это и водится у нас, конечно, не побеспокоился. Хотя и владельцы транспорта вряд ли заинтересованы в таких «крюках» при всё растущих ценах на горючее. К тому же, и вынужденное частое от этого повышение стоимости проезда лишь отпугивает потенциальных пассажиров.
Причина мытарств, видимо, обычное наше безразличие, граничащее с головотяпством. Потому что, если бы существовал старый маршрут, а он короче километров на пять, то часть рейсов до Черниговской можно было направить по короткому пути через Горный луч, а часть в объезд со всеми тоже необходимыми местным жителям заездами. Другие же, не причастные к этому пассажиры, явно предпочли бы более короткий путь и более быстрое время проезда в тесноте и духоте.
Кто-то может возразить, что на прямой дороге есть два довольно крутых подъёма. Но какие ещё более крутые и продолжительные подъёмы, при этом с нередкими там плывунами, приходится преодолевать автомобилистам на пути в Нижегородскую, и ничего, асфальтное покрытие терпеливо восстанавливают, даже положили асфальт на дороге через крутой перевал до Мезмая, и пассажирские перевозки становятся и там стабильными по более пересечённой местности.
Та же проблема и с заброшенным участком дороги от стеллы за х. Армянским и п. Гуамка, по которому тоже когда-то ходил маршрутный автобус Апшерокск — Гуамка. Повезло, получается, лишь жителям ст. Безводной (хотя это уже соседняя Адыгея) тем, что асфальтированная дорога до Нижегородской частично пролегает по соседней республике, потому что, через Черниговское до Гуамки путь намного короче, к тому же в глубине района. А жителям пос. Новые Поляны, ст. Самурской и с. Черниговского, чтобы полюбоваться красотами Гуамского ущелья, не приходилось бы делать крюк в более 50 километров при том, что напрямую всего одиннадцать!
«Вестник Предгорья» от 24 дек. 2005 г.
Постскриптум. Со строительством новой дороги до пос. Отдалённый и далее обозначенная проблема становится ещё более актуальной.