«Мы к тому желая воздать заслугам Войска Черноморского…», — такими словами начинался этот документ.
Жалованная грамота Екатерины II даровала запорожцам земли между Черным и Азовским морями. Иными словами – документ закрепил право казаков владеть Кубанью и позже его подтверждали грамотами Павел I, Александр I и Александр II, Николай I.
Грамота царицы, привезенная Головатым из Петербурга, хранилась в Екатеринодаре сначала в войсковом казачьем штабе, затем в войсковом Александро-Невском соборе. А в дни праздников и торжеств, согласно церемониалам, выносилась на парады и молебны на площадях Екатеринодара…
Покинула пределы Екатеринодара эта реликвия в феврале 1918 года — во время отступления белой армии. Вместе с другими святынями она хранилась в доме атамана станицы Брюховецкой. А в 1919 году решено было отправить дарственную вместе с остальными сокровищами за границу из Новороссийска.
Первый атаман Кубанского казачьего войска в эмиграции — Вячеслав Науменко организовывал хранение реликвий кубанского казачества с 1920 по 1944 годы в Сербии, в Белграде, где был построен военно-исторический музей казаков. Во время бомбардировок Белграда немцами в апреле 1941-го музей был частично разрушен и разграблен. После Второй мировой войны большинство святынь Науменко вывез в США, где они стали основой Кубанского войскового музея.
Позже община эмигрантов-казаков купила поместье в городке Хоувелл, штат Нью-Джерси, и открыла духовный центр казачества в эмиграции, где регалии были выставлены на обозрение.
Сейчас Жалованная грамота после долгих лет на чужбине вернулась на Кубань и хранится в краснодарском музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына.
По материалам: LiveJournal