Неожиданное продолжение нашла история случайно найденных в селе Черниговском солдатских писем времен Великой Отечественной войны после публикации в газетном номере 22 июня.
Напомним, уникальные письма с печатью военно-полевой почты обнаружила семья Казанцевых в старом доме в селе Черниговском, который они купили. Когда наводили порядок во дворе, в руки попали пожелтевшие треугольники с фронта, подписанные Арутом Етумяном. Не найдя родственников автора, они передали ценную находку в историко-краеведческий музей. Когда об этом было опубликовано на страницах «Апшеронского рабочего», в редакцию обратились внуки Етумяна, которые прочитали статью и помогли нам по крупицам восстановить историю его жизни.
Варужан Вазгенович Калайчян и Ирина Григорьевна Петрищева — двоюродные брат и сестра, внуки того самого воина Етумяна. Сейчас он живет в Сочи, она — в Белореченске, но их по-прежнему роднят общие корни. Оба они помнят, как в детстве видели эти письма в доме бабушки — Лусик Карапетовны Етумян. Она бережно хранила кулечек с письмами мужа, его фото в военной форме и некоторыми вещами трагически погибшего младшего сына. Иногда открывала, говоря маленьким внукам: «Давай почитаем». Она любила медленно перебирать листы со знакомым почерком, рассматривать фото. И рассказывать. Муж ушел на фронт, а она, как и миллионы женщин, осталась одна с детьми. Вспоминала, как ей было страшно без своего Арута — защиты и опоры. Особенно когда немцы зашли в родное село. Ирина Григорьевна вспоминает, как их, детей, бабушка водила в лес, чтобы показать, где прятались немцы. Лусик Карапетовна часто говорила, как всей семьей ждали весточки с фронта. Как радовались, узнавая, что родной муж и папа жив и здоров. В каждой строчке — частичка души, переживания о своей семье. Так нередко бывало, что даже в самых отчаянных ситуациях воины писали трогательные послания своим любимым.
«Луся, у меня все хорошо, за меня не думай. Только за себя и детей. Скучаю за вас крепко», — писал Арут Киркорович. В некоторых письмах заботливо наставлял: «Луся, спеши посадить огород, посей кукурузу, ухаживай за одеждой». Иногда обращался к ней Луся, иногда — Люся. Напутствовал и детям учиться хорошо, слушаться и помогать маме. Ответ писали всей семьей — и она, и дети. Несмотря на суровое время, своих четверых детей Лусик Карапетовна старалась не только прокормить, но и выучить в школе. В конце войны в семье случилась трагедия: во время разминирования поля младший 8-летний сын Валик находился рядом, и по детской оплошности подорвался от взрыва гранаты. Эту страшною новость Аруту в письмах не сообщали — боялись причинить страдания, усугубить его и без того тяжелые военные будни. А он, словно чувствуя, писал: «Луся, скажи, почему Валик не пишет мне? Путь пишет письма мне. Почему он не пишет?». О случившимся он узнал только после возвращения домой.
Благодаря рассказам бабушки известно, что Арут Етумян родился он в 1906 году, жил в селе Черниговском. Окончил курсы ликбеза, затем партийную школу. Женился на девушке из хутора Кушинка, где и жили с ней до войны. Арут всегда был на хорошем счету в родном селе, работал милиционером, позже — председателем сельсовета. Когда началась Великая Отечественная война, он, не дожидаясь повестки, добровольно ушел на фронт. Откуда и писал письма. Воевал в районе Керчи, где шли ожесточенные бои. Пережил ранение, попал сначала в плен, потом в концлагерь. Фашисты пытали его: раздевали и связывали на морозе, подолгу обливая его из шланга напором ледяной воды.
Чудом сбежав, он военным эшелоном был отправлен во Францию, где в составе армянского батальона участвовал в национально-освободительном антифашистском движении. Домой вернулся лишь в 1946 году. Уставший, больной, но не побежденный. Его мучил туберкулез и воспаление легких. Всего несколько месяцев Арут прожил в окружении родных и умер в селе Черниговском, где жил в последние годы. Свой вечный покой он нашел на старом зареченском кладбище села.
Весточки с фронта пережили своего автора на 77 лет. И сейчас, спустя десятилетия после победы над фашистской Германией, строчки из фронтовых писем все так же проникают в самое сердце. Они по-прежнему дают возможность вновь услышать голос бойца, отдавшего свою жизнь за мир.
О том, что письма могут находиться в том доме, внуки даже не догадывались. Ведь при похоронах Лусик Карапетовны в 1997 году, письма, как самое дорогое ее сердцу, были положены с ней в гроб. Но, похоже, часть из них случайно остались в старой кухонной тумбочке. Впрочем, ничего случайного не бывает. Спустя время у почившего Арута Етумяна родилось 13 внуков, позже — более 20 правнуков, а сейчас потомков уже и не счесть Они живут в селе Черниговском, в городах Сочи, Туапсе, Геленджике, Белореченске, Новороссийске. А значит их род продолжает жить и благоденствовать, а письма стали достоянием и частью истории не только его семьи, но всего нашего района, края и страны.
Фото из архива Семьи Етумян можно посмотреть на нашем сайте