За две недели до дембеля подорвался в БТР…

0
704

С фотографии почти восьмилетней давности (май 2003 года) на нас смотрят ребята, получившие тяжёлые ранения в Чечне.

Их встречу, сегодня уже с бывшим председателем Госдумы Г.Н. Селезнёвым, в главном военном клиническом госпитале Реутово-3 запечатлел тогда наш земляк, фотокорреспондент ИТАР-ТАСС Н.Е. Малышев. Крайний справа на снимке — апшеронец Александр Бурьян.

О том, что случилось с парнишкой, проходившим срочную службу в составе внутренних войск МВД России, на странице «АР» рассказала в начале июня 2003 года его мать Н.Н. Бурьян, собиравшаяся поехать за сыном и привезти его домой. На излечении в госпитале Александр находился почти год – с августа 2002-го по июль 2003 года. Он потихоньку выздоравливал, ожидая с надеждой протез ноги из Германии.

Дома и стены помогают. Израненный осколками в голову, в левый глаз, в живот, руку, потерявший правую ногу Саша был счастлив, что вернулся в родной дом, в заречье г. Апшеронска.

— Я родился в этом чудесном месте, рядом лес, речка, — рассказывает о себе Александр. – Мать и отец – рабочие. Кроме меня, в семье ещё три брата. Учился я в школе № 1, успехами не мог похвастаться.

В девятый класс юноша перевёлся в вечернюю школу, после её окончания поступил в ПУ-23, где обучился на газоэлектросварщика. И до призыва в армию успел немного поработать в МОЖКХ. Армейская служба Александра началась в г. Калаче-на-Дону в составе бригады особого назначения.

— После полугодовой стажировки меня послали в командировку, сначала в г. Грозный, потом в пос. Шали, — вспоминает Александр. – Служебно-боевые задачи в районе Виденского ущелья вместе с сослуживцами я выполнял с конца апреля 2001 года по 9 августа 2002 года.

Этот день Александр не забудет никогда. До дембеля ему оставалось всего недели две. Открытых сражений с противником не было. Вместе с группой сослуживцев рядовой Александр Бурьян на БТР отправлялся в инженерную разведку.

— В посёлке Ведено мы попали в засаду, фугасом подорвало БТР, — описывает Александр тот роковой день, полностью изменивший его судьбу, поломавший планы на будущее. – Четверых тяжело ранило, двоих – убило. Одного – сразу, а заместитель командира роты старший лейтенант скончался на операционном столе.

Александр оказался в числе тяжелораненых. Он очнулся через много дней в реанимации Ростовского госпиталя. Потом самолётом его доставили в Москву. Вот так он попал в подмосковный госпиталь Реутово-3.

Стать инвалидом в 20 лет, да ещё не по своей вине – это страшно и обидно. Но Саша старался выжить, стать на ноги. Когда впервые попытался ходить на протезе, испытал неописуемую боль. Хотелось кричать, снять протез и выбросить его. Но, превозмогая боль, парень научился ходить на искусственной ноге, ему удачно подобрали и протез глаза.

Александр Бурьян
Александр Бурьян

Из госпиталя Александр Бурьян вернулся в свою часть в г. Калач-на-Дону, где его комиссовали, дав вторую группу. С тех пор прошло уже много времени, а точнее, летом этого года будет восемь лет. Как же сложилась дальнейшая судьба Александра Бурьяна? Я нашла адрес его проживания (ул. Гастелло, 32) и попросила о встрече. Александр охотно согласился.

Передо мной стоял добродушный, улыбчивый, не озлобленный на жизнь молодой человек. Он приехал в редакцию на старенькой машине, приобретённой им самим, и поведал о своём житье-бытье, о проблемах, которые вынужден решать сегодня инвалид боевых действий в Чечне.

— Почти шесть лет тому назад я женился, — сообщил Александр.- Взял молодую женщину с маленьким сынишкой Данилкой. Он сейчас учится во втором классе гимназии № 5, а в 2005 году у нас с Наташей родился сын Лёня. Ему уже пять лет.

— Где же ты встретился с Наташей?

— Она мне пенсию домой приносила, общительная, весёлая, понравилась.

— Вы живёте на квартире?

— Да, снимаем небольшой домик. Хотя обещали выделить средства на покупку жилья или само жильё.

Тот факт, что получивший увечья на войне в Чечне так долго живёт ожиданием получения собственной квартиры, говорит о том, что программа «Жилище» пробуксовывает. Хотя ветеранов Великой Отечественной войны в юбилейный год Великой Победы обеспечили жильём. Вроде бы участники боевых действий в Афгане и Чечне тоже приравниваются к этой категории. Но, как выяснилось, не Александр Бурьян. Он то не успел стать на учёт до 1 января 2005 года, то не вовремя получил удостоверение участника боевых действий, опоздал с заявлением на машину… Как объяснил сам Александр, его заранее не предупредили, не проинформировали, не сообщили.

Как бывший срочник он обращался в райвоенкомат, там ему прямо заявили: «Вы не наш, так как служили в составе внутренних войск МВД. Вам надо обратиться в РОВД». А в милиции не сразу выписали документ. Словом, инвалиду надо было отрастить заново ногу и мотаться по чиновничьим кабинетам.

О порядке получения жилья для А.Л. Бурьяна я узнала от начальника отдела экономики имущественных отношений и земельного контроля администрации Апшеронского городского поселения Н.И. Покусаевой.

— А.Л. Бурьян состоит в списке как малоимущий, нуждающийся в улучшении жилищных условий, с 19 сентября 2005 года в жилищно-коммунальной службе Апшеронского городского поселения. По программе «Жилище» намечается строительство социального жилья для малоимущих. И, конечно, учтётся, что он состоит в очереди.

Александру Бурьяну, как и сотоварищам по несчастью, ещё в госпитале обещали много. Но, как говорят, обещанного долго ждут. Не падает духом двадцативосьмилетний человек. Он, конечно, надеется на лучшее. Казалось бы, что его бедам нет конца. В прошлом году, 1 января, внезапно ушёл из жизни его отец Леонид Бурьян, работавший водителем; нырнувший неудачно в реку Пшеху брат Владимир поломал позвоночник. После нейрохирургической операции он не встал на ноги. Теперь за ним, инвалидом первой группы, ухаживает мама.

Александр роднится с братьями, старшим Сергеем, ставшим, как и отец, водителем, младшим Василием, работающим на пилораме. Вместе с женой и детьми он нередко бывает на рыбалке, рыбу любит вяленую, ездит семья и на море отдыхать, загорать.

— По сегодняшним меркам у меня невеликая пенсия, — признаётся Александр. – Неплохо, что воевавшим в Чечне выделили президентскую надбавку. На жизнь хватает.

Немного задумавшись и погрустнев, Александр тихо добавил:

— Жаль, что в нашей стране молодых людей посылают на гибель. Сколько их, даже в нашем районе, погибло в первую войну в Чечне так, ни за что. И мне нелёгкая участь досталась. Но я не обижаюсь ни на кого, такая, видно, у меня судьба.

А может быть, у непритязательного, скромного, не склонного к нытью парня жизнь всё-таки изменится к лучшему? Ведь не зря он выжил даже на удивленье врачей, «штопавших» на операционном столе его истерзанное взрывом молодое тело. Не зря.

Наталья Соколова.

0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя