Что представляет труд соцработника, как им стать, как найти взаимопонимание с пожилым человеком? На эти и другие вопросы в интервью газете «АР» отвечает социальный работник комплексного центра социального обслуживания населения Лилия Маслова.
— Лилия Петровна, какие обязанности вы как социальный работник выполняете?
— Круг моих обязанностей достаточно широкий и индивидуальный для каждого пожилого человека. Это и покупка продуктов, лекарств, товаров первой необходимости, сопровождение подопечных в больницы и госучреждения, получение медикаментов по рецептам, санитарно-гигиенические процедуры. Помимо физической помощи пожилые часто нуждаются в общении.
— Какие этапы вашей работы можно отнести к самым сложным?
— Пожалуй, это объем домашней работы: уборка в квартире и в частном доме. Очень трудно объяснить пожилому человеку, что на эту услугу отводится определенное время и объем. Существуют нормы для доставки продуктов и воды. Иногда все сделаешь, уже собираешься уходить, видишь, что-то беспокоит пожилого человека, он расстроен, а значит, обязательно нужно поговорить. Время оказания услуги вышло, а беседа как психологическая услуга не предусмотрена у этого пожилого человека, ведь по перечню на нее отводится время и стоимость. Тебя ждут другие пожилые со своими требованиями и капризами. Однако, вздохнув и посмотрев на часы, пару минут остаешься, чтобы выслушать, подбодрить, утешить.
— Как вы отвлекаетесь от напряженного труда? Существуют ли у вас свои методы психологической разгрузки?
— Более двадцати пяти лет хожу в районный дом культуры в народный театр имени И.Лукача, люблю рисовать пейзажи, животных.
— А как домашние относятся к вашей работе?
— Моя дочь Маша заканчивает лицей, в этом году она выпускница. Несмотря на свою школьную занятость, она с глубоким пониманием относится к моей работе, и большая часть личных домашних хлопот ложится на нее.
— Расскажите о своих подопечных.
— У меня на обслуживании десять пенсионеров, которым я в течение месяца оказываю более трехсот услуг. Проживают они в разных частях города (центр, медпром, заречье), и к каждому нужно вовремя успеть. Летом выручает мой друг велосипед, зимой сложнее. Среди моих старичков есть люди с удивительной судьбой. Например, Валентина Николаевна — очень душевный, отзывчивый и понимающий человек, с которой легко работать и которая с пониманием относится к нашей службе. Когда приезжает ее дочь из Финляндии, мы обмениваемся мнениями и о работе соцслужб. Она благодарит нас за внимание и заботу, удивлена нашим душевным отношением к подопечным, у них соцслужба работает несколько иначе, чисто с рыночных позиций.
Раиса Ивановна — отменная хозяйка, знает много рецептов приготовления блюд, консервирования, ее торт «Наполеон» — это восторг для вкусивших.
Больно видеть, как стариков бросают их родные дети, внуки. Какой бы ни был замечательный соцработник, он никогда не заменит родного человека.
Разные у меня пожилые: одни с юмором относятся к жизни, своим болячкам, а у других и быт устроен, и условия проживания комфортные, дети с внуками посещают, а они всем недовольны. Вот соцработник и выслушивает критику в адрес детей, внуков, соседей, правительства. Многие соцработники имеют творческие хобби, чтобы восстановить душевные силы и отвлечься от негативных моментов.
— Какие пожелания у вас есть для своих коллег?
— Желаю им терпения, уважения к обслуживаемым, милосердия, физических и душевных сил.