ОТ АВТОРА
Насколько это удалось — судить моему читателю. С уважением, с надеждой к тому, кто, не сомневаясь, примет искренность моих стихов и прозы.
Рецензия на книгу Василия Макарчука «Средь звезд написанный портрет»
В добрый путь, Василий! Пиши, твори. Твои книги читаемы, интересны, доступны не только читателю, сформированному в возрасте, но и молодому поколению.
Твой друг и собрат по писательскому цеху Дедов Анатолий Николаевич, заместитель председателя Союза ВП «Воинское содружество». Академик Петровской академии наук и искусств.
Рецензия на книгу «Средь звёзд написанный портрет» Василия Макарчука
Клоновая гипотеза освоения Космоса наряду с другими параллельными гипотезами ( нанороботы, киборги, гуманоиды, зондо-голограммная, гибернационная и другие гипотетические формы существования разумных существ) имеет научную базу уже в современных достижениях генетики, генной инженерии, способна перерасти с помощью учёных в клоновую теорию Космонавтики и быть реализованной в будущем. Кроме того другие гипотезы, затронутые автором, а именно: о происхождении Вселенной, о понимании эффекта трансформации вещества в энергию и наоборот энергии – в вещество, об использовании энергии аннигиляции, о наноусилителях, о познавательных функций человека и клона, найдут, конечно же, своих последователей и разработчиков. А простор для исследований здесь немереный.
Кому же адресована эта повесть? Обыватели любых мастей и возрастов – отдыхайте, не утруждайтесь чтением прозы Макарчука. Это не для вас. Здесь автор слишком высоко летает. Но вы, любознательные, подхваченные магнитом познания, согреваемые огнём Прометея старшеклассники, студенты, молодые учёные – вы все, прочитав повесть про космических клонов, почувствуете себя в Космосе, как дома. Как в родном городе. Вы чётче увидите с космических высот, что происходит на Земле, и что надо делать, чтобы осветить людям путь к приобретению счастья в космических масштабах. Читайте, учитесь, и к звёздам стремитесь, как автор Василий Макарчук. «Per aspera ад astra» — или «через тернии к звёздам».
Разнообразие литературных жанров, в которых работает В.А.Макарчук, приятно удивляет и радует знакомых с его творчеством. От зеркального отражения явлений природы, человеческих чувств, мыслей, движений в разных слоях современности до правдоподобных мистических явлений Зазеркального мира, от тёплых и тихих родников Поэзии, рождаемых его душой поэта-патриота до мажорного звучания космического Органа – вот тот диапазон интересов автора, который с несомненным талантом мастера воплощает в свои литературные произведения. Я могу пожелать, чтобы его сборник стихов и прозы должен быть в школьной и городской библиотеках. Уверен, что эта книга будет формировать уже сейчас мировоззрение молодого человека, как одного из системобразующих факторов будущего Объединённого Земного Человечества, смотрящего на нас из Космоса мягкой улыбкой Джоконды и умными глазами Леонардо да Винчи.
Фантастическая повесть «Второе рождение», а также стихотворного цикла «Средь звёзд написанный портрет» отмечены авторской лёгкостью и ясностью изложения. Помимо решения далеко нелёгких проблем, вплоть до эффекта ясновидения, она подводит к эффекту присутствия читателя в Космосе. Его автор убеждает, что нравственные проблемы противостояния Добра и Зла всегда будут с человечеством. Даже через 500 лет.
Помимо чувств гордости за свою малую Родину — Кубань, способную рождать и «собственных философов Платонов и быстрых разумом Ньютонов», глубокое прочтение прозы и стихов Макарчука В.А. вызывает естественное чувство благодарности автору за его творческие плоды.
Пожелаем же автору написать обязательно продолжение повести «Второе рождение», где вновь полёт его фантазии даст нам возможность узнать о путях и проблемах будущей Космонавтики.
Член литературно-музыкального районного объединения «Дубравушка» и просто читатель, почитатель талантливых людей прогресса, Алексеев Игорь Васильевич.
Письмо из Нижнего Новгорода
Владимир Бубнов 2 апреля 2012 г. Нижний Новгород.
Записка Макарчуку Василию Афанасьевичу
Иногда ему удаётся «попасть пальцем в небо» и предугадать какие-то вещи.
Всё здесь хорошо. Вот только носителю собственных прозрений, видимо, уже никогда не будет никакого дела до собственных новооткрытий уже по той простой причине, что его идеи переживают его во времени, т.е. после его смерти. Меня такой сценарий не устраивает вообще. Потому-то я к ней (фантастике) отношусь со спокойствием. На меня, пожалуйста не обижайся за то, что тянул «кота за хвост». А насчёт «логики от безумия», это всё те же фантасмагорические штучки от фантастов, но уже в психологии.
Теперь о твоих нововидениях состояния Вселенной, Мира — Антимира (Антивселенной — прототипа Вселенной). Согласен, всякое субъективное видение и понимание вещей имеет право состоять в «чине» ВЕРСИИ или ГИПОТЕЗЫ. На сей счёт имеется громадное количество наработок астрофизиков. Опять же, все они существуют с тем же правом на «чин». Доказать невозможно, как впрочем и опровергнуть… Но всё-таки, как то позволяет понимание мной некоторой части научной состоятельности для такого рода ВЕРСИЙ-ГИПОТЕЗ не хватает именно самой той состоятельности (не прими за тавтологию!). Ведь ты претендуешь, насколько я понимаю, на научность своих фантазий-реалий. А значит и язык, и стиль должны быть в некоем соответствии. Но вот как это сделать, представления не имею! Читая раньше других авторов-фантастов, видел и понимал, что тот «порог» они преодолевать так и не научились. А потому, значит, твоя работа просто обречена на жизнь. На том и закончу.
С уважением А.И.Лещенко, 19 апреля 2012 г. г.Апшеронск.
«Рецензия на книгу Средь звёзд написанный портрет» (Василий Макарчук)
фантастики ныне всё меньше… Желаю автору литературных и личных удач! Делаете хорошее дело!!
С уважением, Александр
Отклик на публикацию отрывка «Цветы Космоса»
Хочу передать автору слова благодарности. Надеюсь, что сборник стихов и прозы В.А.Макарчука при его прочтении не преподнесёт мне никаких разочарований, а только обрадует.
Зоя Амралиева – участница районного литературного объединения «Дубравушука» 12 апреля 2012г. г.Апшеронск
Отзыв на книгу Макарчука В.А. «Средь звёздь написанный портрет»
Искренне удивлена В.А.Макарчуку, его огромной творческой фантазии, его неиссякаемому потенциалу. При таком ритме жизни у него ещё есть время на фантазии?! Это здорово! Остаётся восхищаться человеком, думающем, мечтающем. Он никогда не состарится. Будет вечно душой молодым. Мне его стихи про Космос тоже понравились. Некоторые даже переписала в отдельную тетрадь.
Молодёжи, конечно, надо прочитать эту книгу. Но думаю, что при такой читаемости какая сегодня, не каждому доступна эта научно-фантастическая повесть про космических клонов. Разве что тем, кто, действительно, увлекается темой Космоса и кого искренне волнует будущее человечества. Пожелаю творческих удач в его нелёгком писательском труде.
С уважением руководитель народного хора «Русская душа» Матеосова В.В.
Отклик на книгу «Средь звёзд написанный портрет»
Желаю автору написать ещё что-нибудь про Космос.
С искренней признательностью его творчества Попова Ольга Евгеньевна – участница районного литературного объединения «Дубравушка»
ОТЗЫВ НА КНИГУ ВАСИЛИЯ МАКАРЧУКА О КОСМИЧЕСКИХ КЛОНАХ
Тема Космоса издревле бродит в умах человеческих, ибо Человек и Космос – неразделимы. Мы всегда с чувством щемящей тоски смотрим на звёздное небо, интуитивно предполагая, что, возможно, где-то там – в космических глубинах есть то, что Человек теряется в догадках, ищет ответ мысленно многие века: одиноки ли мы во Вселенной? Самый животрепещущий вопрос нашей цивилизации.
Повесть «Второе рождение», вошедшая в книгу автора, даёт надежду в будущем человечества найти пути такого решения – открывает дверь, как ответить на эти вопросы. Разумеется, в повести сразу можно обнаружить противоречие с общепринятыми постулатами современной науки астрофизики. Стихотворение «Сон звездолётчика» и в самой повести содержание сна клона о сотворении мира уже говорят однозначно о существовании по отношению к нам параллельного мира – Антивселенной, порождённой Большим взрывом*. Она через период расширения вступает в фазу Большого сжатия, чтобы слиться с нашей Вселенной в «нулевой точке», откуда они обе вышли. Итак, цикл за цикл – «вдох за выдохом», как пишет автор.
На то она и научная фантастика! Серьёзный, вдумчивый читатель увидит, что повесть не так, как о Космосе, не только о бессмертии человека, продлевающего себя в клонах, а больше всего о другом. Научная фантастика у В.А.Макарчука – это, прежде всего, литературный приём, с помощью которого автор поднимает глубочайшую нравственную проблему: ответственности Человека, как существа разумного, не только перед своей планетой, но и перед всем Космосом. В том числе перед космическими клонами, которые, если верить автору, полностью копируют не только тело, но и сознание и душу самого человека, и которые, цитирую из повести, «будут являться всего лишь инструментом в добывании жемчужин знаний о Вселенной». Вспомните, такое развитие сюжета чем-то перекликается на эту тему с романом Станислава Лема «Солярис».
А кто эти, повторяюсь, космические клоны — двойники или биологические роботы? Конечно, люди, как продолжение астронавтов в пространстве и во времени. Автор отвечает на этот вопрос словами клона главного героя Виктора повести «Второе рождение»: «Я, клон, — это он, а он – это я».
По сути дела, через фантастику В.А.Макарчук поднимает тему высокой нравственности. Тему – Совести Человеческой! Именно в этом «ключ» к прочтению повести. Литература, как одна из форм общественного сознания, изучающая внутренний мир Человека. Автор проводит нас, читателей, по лабиринтам этого мира.
Духовность – главное направление в творчестве В.А.Макарчука. Это ещё раз подтверждает его новая книга «Средь звёзд написанный портрет». Уверен, что она найдёт своего читателя – серьёзного, вдумчивого, болеющего душой за свой народ и родную землю. Обыватель этого не поймёт! …Да и не для него написана такая Книга.
Дерзай, Василий Афанасьевич!
Ты на верном пути!
Удачи тебе в творчестве и в жизни!
Коноваленко В.А. – член районного литературного объединения «Дубравушка»
Рецензия на книгу «Средь звёзд написанный портрет»
С большим и искренним интересом я прочитала ваши произведения, особенно мне понравилась фантастическая повесть «Второе рождение». Стихи в целом хороши, но без связи с повестью немного непонятны. Может быть, если будете издаваться, стоит поставить сначала рассказ, потом повесть, потом стихи. Ваш рассказ «Уходящий за горизонт» я уже читала раньше, но, кажется, на семинаре мы его не обсуждали. Вы нарисовали живые и привлекательные образы мальчика-мечтателя, его молодой учительницы, еще не испорченной рутиной школьного канцеляризма, школьников-озорников, поневоле тоже увлекшихся мечтами и идеями «сдвинутого» Лёхи. Вот из таких-то мечтателей и рождаются гении, двигающие прогресс.
Повесть «Второе рождение», безусловно, основная часть вашей книги, её стержень. Написать большое прозаическое произведение – огромный труд, это мне известно по собственному опыту. Но если писатель захвачен предметом своего творческого исследования, то каторжный труд превращается в наслаждение. Читатель всегда чувствует, когда писатель увлечён тем, о чем пишет, а когда он натужно «трудится». Для вас работа над повестью, при всей её научной и литературной сложности была в радость, это понятно без слов, по самому тексту. Но надо отдать должное и кропотливой работе по изучению материала. Сразу видно, какую гору литературы по вашей теме вы прочитали. Я не учёный, не философ, не медик, разбирающийся в вопросах клонирования. Так что, могу дать оценку только, как литератор. Эта оценка достаточно высока. Вашу повесть я рекомендовала бы читать умным старшеклассникам (вроде Лёхи) или студентам, еще не испорченным жаждой наживы – губительной болезнью нашего века. В вашей повести неравнодушный читатель найдет нескончаемую пищу для размышлений. Вы затрагиваете самые жгучие тайны мироздания, которые всегда, во все времена, заставляли не только усиленно работать человеческий мозг, но и учащенно биться его сердце. Слова Канта, которые вы приводите в своей повести, я когда-то читала в другом переводе: «В мире есть только две вещи, не поддающиеся полному познанию: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Но это совсем не значит, что люди не должны стремиться к познанию непостижимых тайн. Человеческая природа такова, что, чем сложнее загадка, тем увлекательнее поиск ответа. Именно это и заставляло Колумба и других великих мореплавателей пускаться в опасные путешествия, открывать неведомые земли, часто ценою собственной гибели. Вы, вместе со своим героем, гениальным ученым Ральтом, пытаетесь оградить своих астронавтов-исследователей от смерти – печальной участи отважных путешественников прошлых веков. С этой целью и придумано клонирование, создающее бессмертие астронавтов. Но вам удалось показать, что избавление от смерти не избавляет героев от страданий. Все проблемы, неудачи, физические и моральные муки или гибель клонов, Виктор и Крайз переживают, как свои собственные. Это и позволяет им оставаться людьми. Можно отменить смерть, но душевное волнение отменить нельзя.
Какие бы интересные, даже дерзкие научные гипотезы не приводились в повести, всё-таки главное в ней – отношение между людьми. Это, прежде всего – верная дружба Виктора и Крайза, их готовность всегда прийти друг другу на помощь, их самопожертвование, способность отказаться от личных интересов во имя дружбы. Может быть, стоит даже как-то усилить эту тему. Например, показать, что Крайз отказывается от Вельёры не только из благодарности за то, что Виктор его спас, а просто ради счастья друга. Показать, что это нелегко ему далось, но он нашел в себе силы уйти с дороги: «третий должен уйти».
Конец повести хорош, хотя я так до конца и не поняла, кто погиб в схватке с враждебной субстанцией: клон или человек?
Подумайте над названием повести. Оно не то, чтобы плохое, но какое-то безликое, не запоминающееся. Название рассказа гораздо лучше.
Есть и литературные находки. Например, мне понравилась девочка Вельёра, и то, как подрался Виктор со своим клоном, и рассуждения героев о тайнах Вселенной и еще много чего.
Самая же главная мысль произведения заключена, на мой взгляд, в ваших замечательных словах: «Вселенная живёт только для того, чтобы посмотреть на себя разумными глазами человека»…
Желаю Вам, Василий, творческих успехов и радости творчества.
С уважением, Людмила Дмитриевна Бирюк, член Союза писателей, прозаик Кубани.
(18 января 2013 г., г. Краснодар).
Отзыв на книгу прозы «Пробуждение» В.А. Макарчука
Творчество В.А. Макарчука — это, прежде всего, его гражданская позиция. Им написаны стихи на разные темы. Особо хочу отметить, что у него самая нежная лирика, воспевание женщины («Женское счастье», «У калитки», «Моя Муза»), красоты природы России («Родная сторона», «У реки», «Родина»). Своеобразная особенность его поэзии в цикле «Подслушанные монологи», умение перевоплощаться в героев своей прозы, о которых он пишет («Ты воспрянешь, Россия», «Полыни горечь», «Спой о них мне река Гумиста», «На зачистке»,«У телевизора», «Рассказ начинающего челнока», «Рассказ бомжа»,«Мне б о Родине светлое петь» «Голубые хризантемы», «Пепел в розе»).
Он написал стихи и на военно-патриотическую тему («Возвращение»,«На перекрёстках войны», «В душе февраль играет марш», «С того света»).
Но лучше всего прочитать «от корки до корки» его поэтический сборник «Позывные души», чтобы понять, что автор, не закрывая глаза на негатив в нашей жизни, призывает своего читателя к светлому, доброму: к любви женщине, к любви к Родине.
Проза Макарчука представлена изданной книгой «Пробуждение».
Автор — мастер пейзажа и портрета. Если у других писателей пробегаешь глазами произведениях описание природы, то в его рассказах и повестях попадаются места, где читаешь с удовольствием, словно рассматриваешь живописные пейзажи. Описание портретов яркие и точные. Ранние рассказы полны лиризма, романтизма и чистоты («Подарок», «Новогодний сон», «Уходящий за горизонт», «Колобок»). Очень яркие пейзажи-картины в рассказах «Пламя земли», «Воспоминания». Эти произведения зрелые. В них видна гражданская позиция автора. Его проза не лишена народного юмора («Инопланетянин»).
Автор затрагивает моральные темы, как бы подсмотрев жизнь своих героев, борется словом со всем отрицательным, что соседствует рядом с нами. Это прочитывается в рассказе «Ловушка». В «Поцелуе жизни» он выступает против того, чтобы в наше время подминали рабочего человека, оплачивая с задержкой его труд мизер-зарплатой. Но всё-таки речь в этом рассказе о большой любви. А не о любви по расчёту. В рассказе «Тёплый дождь» показана жизнь молодёжи конца 60-х годов. Не согласна с автором. В то время молодёжь не говорила на сленге современных молодых. Рассказ «Новогодний сон»… Его сюжет, как у Одоевского «Мороз Иванович». Рассказ «На кого ты нас оставил?» взят с анекдота. Пожелание автору уходить от словесных штампов типа «Рыбак рыбака видит издалека». И если используются строки из песен, то не перефразировать их. У автора: «Эх, охрана встаёт рано». А надо: «Эх, рано встаёт охрана».
Особо хочется отметить повесть «Прыжок в Зазеркалье». Это остросюжетное произведение, которое читается на одном дыхании. Здесь видна гражданская позиция В.А. Макарчука. Через своих героев Дениса Лихачёва и Женю Милахина автор борется с наркомафией. С такими, как Фут (Футасов). И не мудрено, что он, главарь наркоклана, разговаривает со своими бойцами на языке криминала. Смешно было бы слышать от бандитов речь барышень из института благодарных девиц. Если автор использует жаргон в общении уголовников, это только для того, чтобы подчеркнуть, что он пишет по правде жизни. Положительные герои повести в борьбе с наркомафией также выражаются не языком чистоплюев: «позвольте вам это не позволить». В отличии от В.К. Маслова, автора ответной статьи на книгу «Пробуждение» «Блин комом», я не нашла в книге мат. Зачем ему «наводить тень на плетень?» Пусть это остаётся на его совести. А сленг сейчас на слуху у всей молодёжи. Прозвища всегда были у людей, начиная с детства. Раньше на Руси это были уличные фамилии. Так мои предки известны по уличной фамилией Поваровы. Так как прапрабабка была поваром у помещика. Поэтому зря в статье «Блин комом» выставили воевавших в разведгруппе за независимость Абхазии, как сборище уголовников.
По большому счёту книга В.А. Макарчука «Пробуждение», наперекор желанию некоторых, наоборот, положительно отзовётся в умах современной молодёжи. Потому что она учит бороться с людской грязью в жизни, выполнять свой воинский долг, любить и защищать Родину. Автору книги, которого недавно приняли в Союз воинских писателей «Воинское содружество», я могу пожелать только больше работать рад словом и дальнейших творческих успехов.
Л.Д. КАЗАКОВА, музыкально-литературное объединение «Дубравушка», апрель 2011 г., г. Апшеронск.
Рецензия на книгу прозы «Пробуждение» В.А. Макарчука
При первой же нашей встрече я был немало удивлен широким диапазоном его деятельности: нефтяник с высшим образованием, побывавший в Грозном, на Сахалине, в Абхазии, прекрасный мастер по кладке печей и каминов, но самое главное и самое важное то, что этот человек умеет видеть и чувствовать то, что не каждому дано и увидеть, и почувствовать, и выразить это в стихах.
Не знаю как кто, а я увидел в Василии Макарчуке одаренную, яркую и ищущую натуру.
Давать анализ или в каком-то виде рецензировать стихи и прозу Василия Макарчука, считаю делом неблагодарным. Я объясню это отсутствием у кого-либо, и у меня тоже, морального права судить автора в силу того, что он единственный, пропустивший через свое сердце то или иное переживание, садится за стол и создает свое произведение, понятное ему во всех отношениях. И половина беды, если берется судить автора такой же одаренный богом человек. И беда, если это делает тот, кому кажется, что он все знает, понимает и умеет.
Насколько мне известно, проза Василия Макарчука вызвала спор. Одним понравилась, другим нет.
Вспоминаю, когда в 1983 году ставропольским книжным издательством был выпущен мой первый роман «Соты земли», и сразу в альманахе «Ставрополье» появилась разгромная статья (я уже не помню фамилию автора статьи) по поводу того, что я использовал в романе простоязычье, т.е. тот кубанский удивительный по красоте разговор, который и до сих пор бытует в станицах и хуторах среди пожилых людей.
Проходит еще полгода, и тот же альманах «Ставрополье» публикует еще одну статью, связанную с моей книгой, в которой меня как автора преподносят чуть ли не до небес за бережное отношение к национальному фольклорному языку, яркому и богатому по своему содержанию.
И так случается нередко. Я полагаю, право автора создавать образы своих героев такими, какими он их видит. А утверждать, приносит это вред или пользу, не стоит. Время лучший судья. И читатель тоже.
Если в целом говорить о Василии Макарчуке и его творчестве, можно отметить, что человек он талантливый, ищущий свое заветное место в литературе. Он не должен нравиться всем. У каждого писателя, как я уже сказал, есть свой читатель, и я полагаю, у Василия Макарчука со временем этих читателей будет все больше и больше.
Константин Петришин, член Союза журналистов России.
Рецензия на книгу прозы «Пробуждение» В.А. Макарчука
Цивилизация, выстроенная по образу человеческих представлений и отныне предлагающая свои блага за деньги (это естественно в её условиях), отказывая в последних прочим из-за отсутствия оных, увела «дитя природы» в иной, иллюзорный мир и окончательно разрывает все связующие нити человека с природой. В обозначенных условиях человек перестаёт понимать не только чаяния себе подобных, видя во всём только себя. Отказывает он себе и в общении с миром, существующим вне пределов его амбиций.
Именно к таким размышлениям подводит нас книга прозы «Пробуждение» хорошо известного нам хадыженского поэта, а отныне писателя — Василия Макарчука. Некоторые рассказы и повесть «Прыжок в Зазеркалье» жителям нашего района уже знакомы по публикациям в газете «Апшеронский рабочий». Изданная книга изобилует иллюстрациями с художественных полотен, любезно предоставленных и словно бы предназначенных именно для этой книги самобытным художником-земляком нашего писателя — Б.И. Тарасенко. Ещё в книге изредка попадаются рисунки автора, что в свою очередь является непосредственным дополнением к книге.
Несколько слов о гражданской позиции автора. Его герои очень хорошо знакомы нам. Кто-то, возможно, узнает в них себя, быть может соседа или соседку, или знакомых его дальних друзей. Но суть не в том, кто есть кто. Герои словно шагнули из нашей повседневности на страницы книги. А что до политических событий и реалий, отображающих фон повествования, то они, за своей что ли «недавностью», становятся только ярче и цветистей, ближе и понятней в своей суровости и невероятности. Судьба и жизнь, деяния и смерть, поступки — благовидные и постыдные, в описании автором вызывают адекватные чувства, но чаще ясные и впечатляющие, очищающие и возвышающие душу читающего. Удовлетворение написанным заявлено тем, что видя негатив и представляя картину жизни читателю, автор не останавливается и не резюмирует своё авторское отношение к предмету. Резюмировать надо самому читающему, строго взыскивая в первую очередь с себя, а потом уже с героя. Написанные в разных тональностях, его произведения то блещут ярко, то уводят в фиолетовые тона сумерек нашего сознания. Именно в этом и состоит авторская позиция нашего писателя из Хадыженска – Василия Макарчука.
Книга, которую я приобрёл в книжном магазине г.Апшеронска, достойна того, чтобы занимать свое место на домашней книжной полке. Тот, кто найдёт в себе любопытство и силы начать чтение этой книги, уверен, не прочитав, не закроет её просто так и не скажет, что написанное ему было неинтересным.
Писателя можно поздравить с его первой книгой прозы. А себя с тем, что в России народился ещё один писатель. От автора мы, его читатели, будем ждать новых произведений. С успехом Вас, Василий Афанасьевич!
А. Лещенко, г. Апшеронск.
Рецензия на книгу прозы «Пробуждение» В.А. Макарчука
Я, признаться, не поверил своим глазам. В угоду кому вульгарщина: в угоду современным беспринципным писакам, широко использующим ненормативную лексику, или издателям, зарабатывающим на печатании словарей «Матерного русского языка», которые порядочные люди и в руки не берут, боясь запачкаться. Эта псевдосовременность просто шокирует своей беззастенчивостью, которую невозможно оправдать натуральностью персонажа и просторечной лексикой. Дальше в лес, больше дров. Почти все «герои» Василия Макарчука имеют клички, как уголовники с их «кликухами», пытающиеся законспирировать себя таким образом от правосудия. Но вернёмся к языку. Много ли стоят такие «образные» сравнения, как: «…пролетаем, как сто напильников над Парижем»; «…навек повиснуть на прыжках с парашютом»; «…клянусь потрохами акулы»; «Якши, как говорят французы»; «…Тащусь, как удав по стекловате»; «…спецназовским росчерком ноги»; «…смех, как дробь по стеклу»; «…рвать всех на части»; «…сексуальный шарм»; «заставлю есть человечину»; «…выверну уши наизнанку и завяжу бантиком…» и ещё целая куча подобных «художественных» вульгаризмов. Неизвестно, в каком словаре русского языка можно найти такие перлы: «фраер», «не баклань», «Базар-вокзал», «распотякивать», «хухры-мухры», «шизанутый», «ботать», «салабон», «выкинштейн», «шкработья», «нафордыбачил», «аллёрик», «Ёк-макарок», «пыркаться» и т.д. Это полный бред, не говоря уже о блатном жаргоне и матерных словах, которые вообще недопустимы, на мой взгляд, в литературном произведении. Создаётся впечатление, будто книжку эту писали два человека: один трезвый и рассудительный, обладающий сочным и динамичным словом, и другой, пишущий в каком-то угаре или от недостатка кислорода, или от впечатлений «ярких» образцов современной детективной беллетристики (чтива одного дня) и «современных» фильмов.
Одним из обязательных требований к автору является «владение предметом» т.е. хорошо знать то, о чём пишешь. И тут обнаруживаются большие прорехи. В повести «Прыжок в зазеркалье» описана чудовищная сцена просто зверской расправы над пленённой женщиной – снайпером, которую якобы «разорвали на части, привязав к двум БТР». Как можно такое приписывать «русским героям-наёмникам» при наличии Международной конвенции о гуманном обращении с военнопленными, ратифицированной Россией и предусматривающей уголовное наказание за подобные преступления. Кстати, на Нюрнбергском процессе в том числе это ставилось в вину фашистам и совершенно не присуще русским воинам в силу чисто морально-этических причин. Оставим это на совести автора.
То же с парашютной темой. Во-первых: десантный парашют, в отличие от спортивного, просто не может не раскрыться по своей конструкции. У него имеется вытяжной парашют, который стягивает с основного парашюта чехол после натяжения строп, что гарантирует обязательное раскрытие. Во-вторых: укладка парашютов производится только вдвоём, как правило, с инструктором по укладке, ввиду большой ответственности за эту операцию, т.к. одному человеку с этим не справиться, да и парашюты обезличены. Значит, схема о возможности тайком «перевязать стропы суровой ниткой» абсолютно исключается. В-третьих: минимальная высота раскрытия парашюта равна семистам метрам. Если парашют не раскрыт, срабатывает прибор ПАС-500 (прибор аварийно спасательный 500 метров), и даже не такому опытному спортсмену известно, что на высоте 300 метров запасным парашютом воспользоваться никак не удастся. В-четвёртых: если парашют не раскрылся, то никакого «мощного динамического удара» ощутить невозможно, тем более «подтянуться не лямках, приближаясь к земле». В заключение скажу, что приземлиться без последствий двум дюжим десантникам на сравнительно небольшом запасном парашюте также практически невозможно. Все сказанное говорит, что повествование «высосано из пальца» взамен обещанной в контексте правдивости и не похоже даже на фантастику. Описание наркомании достойно внимания специалистов.
Всё перечисленное выше, даже прикрытое вуалью вымысла и мистификации, не являются свидетельством «многолетней литературной деятельности». Сегодня многие, потихоньку, научились понимать разницу между демократией и анархией, между рамками литературы и вседозволенностью. Из-за грубых просчетов, грамматических ошибок, большого количества исправлений текста (почти полное отсутствие корректуры вёрстки – куда, спрашивается, надо было спешить?) книга «Пробуждение» может служить примером того, как не надо писать литературные произведения и не имеет ничего общего с культурой как таковой; служить примером деградации самосознания. Стоит ли говорить о том, «как слово наше отзовётся», особенно у молодёжи и многих не очень взыскательных сегодня читателей.
Владимир Маслов.
Резонанс
Мы должны радоваться, что у нас в городе есть писатель, помогать ему словом и делом, а не критиковать. Написавший отклик на книгу В. Маслов, видимо, человек старого склада, ему не понять современную жизнь. Я хочу, чтобы моё письмо было опубликовано в «АР». Надеюсь, что на него откликнутся хадыженцы и жители района.
Аркадий Багдасарян, г. Хадыженск.
Резонанс
Да будет известно В. Маслову то, что все, кто воевал в спецподразделениях в горячих точках по зачистке территорий от боевиков, они даже забывали во время войны свои настоящие фамилии. Для выхода на связь по рации они общались между собой, называя себя не кличками, а фронтовыми прозвищами – именами. Это были их позывные. Об этом мне рассказал мой сосед, побывавший в Чечне.
В. Макарчук, описывал такие факты в книге «Пробуждение». Старался максимально приблизить свою прозу к правде жизни, показать каково оно лицо войны на самом деле, без прикрас. И за это я ему благодарна.
А что касается статьи В. Маслова, в которой поставленная цель, снизить читательский интерес к творчеству В.А. Макарчука, то он достиг обратного. Что удивительно, мои знакомые не раз спрашивали у меня, где можно приобрести книгу «Пробуждение», чтобы хотя бы в одном убедиться, что герои В.А. Макарчука общаются между собой матом. Я прочитала «Пробуждение» на одном дыхании. И скажу насчёт мата – его там и близко нет в разговорах между героями.
Хотелось бы, чтобы В. Маслов знал, что его оценку творчества В. Макарчука необъективна.
С уважением, О.В. Синюгина, г. Хадыженск.
Рецензия на книгу «Средь звёзд написанный портрет»
Клоновая гипотеза освоения Космоса наряду с другими параллельными гипотезами (нанороботы, киборги, гуманоиды, зондо-голограммная, киборгнизационная и другие гипотетические формы существования разумных существ) имеют научную базу уже в современных достижениях генетики, генной инженерии, имеет все шансы перерасти с помощью учёных в клоновую теорию космонавтики и быть реализованной в будущем. Кроме того другие гипотезы, затронутые автором, а именно: о происхождении Вселенной, о понимании эффекта трансформации вещества в энергию и наоборот энергии – в вещество, об использовании энергии аннигиляции. В наноусилителях, познавательных функциях человека и клона другие гипотезы найдут, конечно же, своих последователей и разработчиков. А простор для исследований здесь немереный.
Кому же адресована эта повесть? Обыватели любых мастей и возрастов – отдыхайте, не утруждайтесь чтением прозы Макарчука. Это не для вас. Здесь автор слишком высоко летает. Но вы, любознательные, подхваченные магнитом познания, согреваемые огнём Прометея старшеклассники, студенты, молодые учёные, футуристы – вы все, прочитав повесть про космических клонов, почувствуете себя в Космосе, как дома. Как в родном городе. Вы чётче увидите с космических высот, что происходит на Земле, и что надо делать, чтобы осветить людям путь к приобретению счастья в космических масштабах. Читайте, учитесь, и к звёздам стремитесь, как автор Василий Макарчук. «Pera aspera da astra» — или «через тернии к звёздам».
Разнообразие литературных жанров, в которых работает В.А.Макарчук, приятно удивляет знакомых с его творчеством. От реальных отражений явлений природы, человеческих чувств, мыслей, движений в разных слоях современности до правдоподобных мистических явлений Зазеркального мира, от тёплых и тихих родников Поэзии, рождаемых его душой поэта-патриота до мажорного звучания космического Органа – вот тот диапазон интересов автора, который с несомненным талантом мастера воплощает в свои литературные произведения. Я могу пожелать, чтобы его проза и стихи должны быть в каждой школьной и городской библиотеке. Каждая школа, училище, колледж, институт должны иметь наряду с профессиональной литературой книги, формирующие уже сейчас мировоззрение космополита. Как одного из системнообразующих факторов будущего Объединённого Земного Человечества, смотрящего на нас из Космоса мягкой улыбкой Джоконды, из-за которой видны умные глаза космополита Леонардо да Винчи.
Прочтение фантастической повести «Второе рождение», а также стихотворного цикла «Средь звёзд написанный портрет» помимо естественного восхищения владения авторским литературным инструментом (лёгкость и ясность изложения, решения далеко нелёгких проблем, вплоть до эффекта ясновидения, эффекта приобщения читателей к решению этих проблем) подводит к эффекту присутствия читателя в Космосе, которого автор убеждает, что нравственные проблемы противостояния Добра и Зла всегда будут с человечеством. Даже через 500 лет.
Помимо чувств гордости за свою малую Родину Кубань, способную рождать и «собственных философов Платонов и быстрых разумом Ньютонов, что само по себе приобщение к прозе и стихам Макарчука В.А. вызывает естественное чувство благодарности автору за его творческие плоды. Полагаю, что благодарные читатели выразят свои чувства уже тем, что поддержат мою идею выдвижения книги В.А. Макарчука. «Средь звёзд написанный портрет» на конкурс соискания научно-литературной премии имени К.Э. Циолковского.
Я буду удивлён, если кто-либо мне скажет, что у нас такой премии на Родине основоположника космонавтики до сих пор нет. Не поверю! Выдвигайте!
Пожелаем же автору написать обязательно продолжение повести «Второе рождение», где вновь полёт его фантазии даст нам возможность узнать о путях и проблемах будущей Космонавтики. Для этого пожелаем ему крепкого здоровья, сохранения душевной молодости на долгие года и творческих успехов в нелёгком труде по «Укрощению огня» своего Везувия — творческой энергии, с каким, слава богу, справляется В.А. Макарчук.
Игорь Васильевич Алексеев, член литературно-музыкального районного объединения «Дубравушка» и просто читатель, почитатель талантливых людей прогресса, космополит. 27 марта 2012 г. г. Апшеронск.
Рецензия на книгу Василия Макарчука «Мне бы о Родине светлое петь»
Никого не оставит равнодушными такое поэтическое обращение:
«Люди, вас я подслушал невольно,
Как сбивают безжалостно с ног,
И о том, как бывает вам больно,
Суждено мне вести монолог».
(из цикла «Ты воспрянешь, Россия!»).
Но Василий Макарчук верит, что у нашей страны будет светлое будущее, поскольку наш народ крепок и терпелив. В своих строках он пишет:
«Я верю: ты найдёшь вновь силы,
Тебе на карте быть, Россия,
Союзом наций на века!»
Несомненно, автор многогранен и талантлив. Если он пишет о природе родного Кубанского края, то природа в его строках оживает на наших глазах. Если он берётся за тему любви, то его стихи западают в душу.
Цикл «При свете звёздного покоя» переносит читателя в звёздные дали, в неопознанные миры Вселенной. Его стихи познавательны и увлекательны на тему Космоса:
«Неземные в пространстве умы
Познавали без нас бесконечность.
Сгустки солнца во тьме – это мы
Перед ними предстали, как Вечность».
Чтобы принять поэтическое творчество Василия Макарчука, надо читать его книгу, не отвлекаясь ни на что, проникнуться в его стихи, которые нарождаются душой и сердцем автора. Лучше и не скажешь, как это озвучено в стихотворении «Обращение к людям»:
«Я шёл в поющей тишине,
Я шёл к стихам, рождённых в муках.
Они, как музыка во мне.
Теперь живут и льются в звуках.
Я в сложный мир людей шагну…
На свете нет важнее темы –
И в каждом рассмотреть смогу
Строфу не начатой поэмы».
Василий Афанасьевич, не мог не затронуть темы Отечественной войны и «горячих точек» России. С душевным трепетом он пишет об отце, защитнике Сталинграда ( На перекрёстках войны ) и о своих земляках, погибших в Афганистане, Чечне и Абхазии. Наш хадыженский поэт, обращаясь к молодёжи, уверен в том, что подрастающее поколение, будущее нашей страны, будет учиться героизму российских солдат, погибших в «горячих точках». А с какой любовью и сердечным теплом автор посвящает эти поэтические строки своей любимой маме – её фронтовому детству:
«Сколько ласки, тепла в этом слове» Надежда»!
Ридна маты моя, ты как свет для меня.
Не твоё ль босоногое детство, как прежде,
Вижу вдруг уходящим в туман вдоль плетня».
Замечательные строки Василий Макарчук посвящает и своему отцу, участнику Сталинградской битвы:
«Отец, отец, в высоком смысле слова
Твой жизни путь в пример нам, сыновьям.
Мы твой рассказ готовы слушать снова,
Как шла война по выжженным полям.
Отец, отец, о, как мы с братом рады,
Что день Победы встретим мы с тобой,
Что молодым зимой под Сталинградом,
Остался чудом ты живой».
Убеждён в том, что книга избранных стихов «Мне бы о Родине светлое петь», автора с активной гражданской позицией, выйдет на широкого благодарного читателя. Считаю, что она удалась и найдёт отклик в сердцах людей. С чем его я и поздравляю.
Василию Макарчуку хочу обратиться с такими словами:
«Мой друг, твои стихи и проза уносят меня в заветные дали Кубанского края, к берегам реки Пшиш родного нам с тобой города Хадыженска. Твоя поэзия о природе завораживают меня. Твой стиль написания стихов в книге «Мне бы о Родине светлое петь» напоминают мне киноповесть В. М. Шукшина «Калина красная». Ты, Василий, любишь людей, свой народ, свою Родину и призываешь в своих стихах и прозе окружающих тебя людей к такой же светлой человеческой любви:
«Осенним утром из распадка,
Вобрав дыханье всей земли,
Ко мне летела куропатка,
Несла на крыльях всей земли.
Её стремительный полёт
Беззвучен был в небесной сини.
Со мной пусть кто-то назовёт
Всё это Родиной Россией!»
Не побоюсь сказать такими словами: «В добрый путь Хадыженский Шукшин! Удачи тебе во всём. Пусть не иссякает в творчестве родник души твоей, мой друг!»
Анатолий Дедов, член Союза журналистов России, член Союза писателей «Воинское содружество».
Рецензия на рассказ в стихах В.А. Макарчука
Творец стиха — это всегда тайна, которая открывается не сразу, не вдруг. Но в целом изложенное доступно для прочтения и понимания. Затронутая В. Макарчуком тема не нова. Она нашла своё отражение в СМИ, в литературе, в кинематографе. Понятно, что многие устали от «чернухи», хотят видеть и слышать отражение действительности в более светлых, оптимистических тонах, а не душераздирающие сюжеты. Как-то Ф. Гойя сказал: «Сон разума порождает чудовищ». Разве сегодня общество не находится в сомнамбулистическом состоянии? Отказываясь в своей пассивности от права жить по-человечески. Прикрываясь «страусиным» привычным: «А что мы можем изменить, мы люди маленькие. Все повязаны по вертикали и горизонтали». Не мы ли тем самым поощряем местных чинуш, «хозяев жизни» ко всяким извращениям над нами? Не является пессимистический взгляд автора реалией трезвого оптимизма? А как же тогда быть всеотражающим «зеркалом»? Как исполнять призвание поэта: «Глаголом жечь сердца людей»? С честной гражданской позицией, или при отсутствии неусыпной совести лечь на дно?
Василий Макарчук так не может! Он кричит во весь голос своим творчеством: «Люди, так нельзя!». Ему больнее многих видеть, как снижается смысл святых понятий — Родина, Честь, Долг. Как попираются элементарные человеческие права, как грубо навязывается, прививается чуждый нам образ жизни, целенаправленно деформируется и развращается сознание молодого поколения образчиками «красивой» свободной жизни западного покроя. И все эти «достижения» выдаются за истинные проявления демократических преобразований.
Поэтический рассказ В. Макарчука можно назвать эпизодической хроникой нашего времени. В своём творчестве автор идёт на синтез, на некую попытку слияния «живого слова» с «железным сплавом». Как у С.Есенина: «Розу белую с чёрною жабой Я хотел на земле повенчать». То есть отразить в единстве наличие чёрного и белого в нашей жизни.
Можно долго и беспредметно спорить о возможности той или иной ситуации, которую обрисовывает автор в своём рассказе в стихах. Как известно, теория вероятности ничего не исключает. Определённая ценность произведения, по-моему, не в форме художественной подачи, а в самой идее.
Героя В. Макарчука судьба постоянно ведёт по лабиринтам поиска выхода из сложных жизненных ситуаций. По сути, простой деревенский парень, вчера отслуживший в армии, столкнулся с преступным двуличьем людей, меняющих маски в зависимости от смены интерьера. Эти люди использовали свойственные ему простоту характера, открытость в своих грязных играх. Он же до роковой развязки не ведал о планах относительно его применения. Перед героем не стояло явного выбора: стать «шакалом» и воспользоваться «безвременьем», чтобы побольше урвать, как те, кто его вербовал на «правильную» (по их понятиям жизнь), где собираются втянуть, запачкать, сделать своим, или не изменить самому себе. Вся человеческая, нравственная суть закипела в нём, оскорблённые чувства от чужой подлости и несправедливости нашли свой выход, может быть, не в самой подходящей форме. Не нам об этом судить, ибо мы сами не пережили той ситуации, в которой оказался герой В. Макарчука.
Лейтмотивом всего произведения является песнь о Родине, что истинно дорого и близко герою. Он вновь и вновь возвращается в мыслях к тому месту, в котором он вырос. И это питает его жгучую ненависть к выродкам в человечьем обличье, насилующим истребляющим всё живое, чистое. Мне хочется провести параллель между рассказом в стихах В.А. Макарчука «Мне б о Родине светлое петь» и киноповестью В.М. Шукшина «Калина красная». Главный герой Шукшина Егор Прокудин, бывший зек, «духовный мытарь», «топтавший зону» и «топтавший себя изнутри». Прокудин, несмотря на все свои прежние грехи, был человеком нравственно чистым, глубоко любящим родную землю и людей. Он осознаёт себя Человеком в высоком смысле этого слова и решает для себя, что более всего ему необходима жизнь, где есть место честному труду, простым человеческим радостям. Но его не оставляет боль за бездарно потерянные годы. Те незыблемые основы, которые определяли его место среди людей, привели шукшинского героя к единственному для него возможному выбору: погибнуть, но таким образом обрести себя, победить в себе все низменное, звериное. Разве два этих персонажа (герои Шукшина и Макарчука) не перекликаются между собой?
Отдельный разговор о прозе В. Макарчука, такой, скажем, как «Прыжок в Зазеркалье», где время не совпадает в своём течении с реальным, физическим. А движение из прошлого в будущее не для него, Дон Кихота наших дней, бьющегося с «призраками» и «фантомами», в которых очень немногие способны увидеть и распознать. Так как огибающие эллипс нашей всегда противоречивой жизни, устав от всего, адаптировались к низменным, отрицательным константам: предательству, лжи, двойным стандартам, конформизму, т.е. к тем неотъемлемым элементам бытия, не покидавшим человечество со дней сотворения мира. Автор — остро сочувствующий максималист, провоцирующий «трезвомыслящих» реалистов примерить на его мыслестроки смирительные одежды. В. Макарчук похож на бегуна, который вечно финиширует, пришпоривая, взвинчивая себя, не давая уснуть в нас чему-то очень важному и вечному.
Песнь о Родине не прекратится! Россия сильна своими «корнями», неповторимой, уникальной душой своего народа. Не раз, падая в пропасть, она находила в себе силы подняться и предстать перед миром в своём величии и мощи. Я хочу пожелать автору, чтоб его поэтический родник не иссякал, нёс людям чистое, доброе, искрометное начало, чтоб оставался тем «набатом», который пробуждает высокие стремления и помыслы в тех, кто хочет и может слышать его.
Геннадий Иванович Каплаухий, (25.06.2007 г., г. Хадыженск).
Отклик о произведении «Прыжок в Зазеркалье»
Мне бы лично симпатичны оба героя — Денис и Женька. Хотелось бы, если это возможно увидеть повесть отдельной книгой, с удовольствием приобрела бы эту книгу в свою библиотеку.
Произведение увлекает реальностью, точностью чувств героев, сочностью языка. Героев не перепутаешь с другими, Очень интересно.
Если В. Макарчук написал ещё какие-либо произведения, прочитаю их с большим удовольствием, будь то историческая хроника, любовный роман или психологическая драма.
Передайте автору мою признательность и пожелания творческих поисков и успехов.
В. Данилова, домохозяйка, г. Апшеронск, районная газета «Вестник предгорья», 3 июня 1995 г.
Отклик о произведениях Василия Макарчука
Такой же успех был и у повести «Прыжок в Зазеркалье» нашего апшеронского прозаика Василия Макарчука, которую года три тому назад печатала наша районная газета «Вестник предгорья».
Автор повести В. Макарчук очень ждал от благодарного читателя отзывов на своё произведение, ему хотелось как бы со стороны услышать, увидеть и понять возможные недостатки, слабые места повести. Но всё-таки автор повести хотел, чтобы высказали своё мнение. Надеялся Василий Афанасьевич, что на обсуждение повести приедет из Краснодара писатель В. Логинов, но финансовые проблемы не позволили его пригласить в Апшеронск.
В. Макарчук надеялся на встречу с Апшеронским писателем К.Д. Петришиным, но не дождался её. Написать рецензию на повесть обещал внезапно ушедший из жизни журналист Алексей Михайлович Кузьменко. Что он хотел сказать, осталось глубокой тайной, о которой мы не узнаем никогда.
Несомненно, отклики читателей только бы помогли Василию Макарчуку в его дальнейшей творческой работе.
Не откликнулись на повесть наши учителя-литераторы, правоведы, работники правоохранительных органов. Жизнь ведь многогранна и сложна. Если судить глазами обывателя, то в повести можно найти массу недостатков. Так, из беседы с одним читателем я услышал, что в повести не отражена роль милиции, прокуратуры.
На одном из занятий Апшеронского литературно-музыкального творческого объединения состоялось обсуждение повести. Вопрос, что представляет собой повесть — детектив, фантастику или прозу нашей жизни — остался открытым. В брежневские времена повесть «Прыжок в Зазеркалье» сошла бы за фантастику. В горбачёвские — за детектив, ну а в наше время — за прозу жизни.
Сейчас появилось много новых русских, у которых роскошные дома, загородные дачи, мерседесы, особняки в Испании, виллы на Кипре, не считая прибыльных мест в России, и в то же время наблюдается в стране расцвет проституции, наркомании, растление молодёжи — всё это проза нашей жизни.
На мой взгляд, ценность повести — в отображении нашей действительности. Кажется, что автор В. Макарчук не сторонний наблюдатель, а главный её герой, который прожил, испытал все прелести жизни в Зазеркалье.
В силу разного мышления, уровня образования и социальных условий каждый воспринимает повесть по-своему. Но я уверен, что она вызвала у многих раздумья о сегодняшних проблемах. Жаль, что автор не может издать книгу из-за финансовых трудностей. Неужели не найдутся спонсоры, которые помогли бы Василию Афанасьевичу осуществить его мечту? Издание первой книги было бы хорошим стимулом, толчком в его творческой работе. Василий Афанасьевич в расцвете жизненных сил — ему только 45. И он мог бы порадовать читателей ещё не одним прекрасным литературным произведением.
Иван Андреевич Машков, 26 февраля 1998 г., г. Апшеронск, районная газета «Вестник предгорья».