Каждый выбирает по себе

0
252

Лет 10 тому назад Президент на встрече с кинематографистами страны, обсуждая с ними вопрос о реанимации киноиндустрии, спросил: «Когда же российские режиссёры снимут и покажут нам многосерийные, содержательные фильмы? Мексиканские сериалы и «Санта-Барбара» не сходят с наших телеэкранов. Вся страна с нетерпением ждёт, когда и от кого родит Пипита».

Пожелание Президента быстро воплотилось в жизнь. Наши сериалы, как из рога изобилия, появились на всех телеканалах. Заманчивые и захватывающие по сюжету в своём начале фильмы «Ефросинья», «Обручальное кольцо» буквально «приковали» к телеэкранам жаждущих наблюдать за интересными и необычными судьбами героев. Их интересовала судьба девушки Ефросиньи, живущей в тайге в семье пожилых супругов.

После катастрофы самолёта девочка, будучи ещё младенцем, каким-то образом осталась жива. Она полюбила тайгу, её обитателей. Дружба девочки со зверями удивляла и восторгала. Фильм обещал быть необычным и содержательным. Его тема была созвучна с нашумевшим в 60-е годы фильмом «Колдунья», где главную роль исполнила Марина Влади.

Но с момента, как Ефросинья попадает в город, начинается совсем другая история. Добавляется столько новых действующих лиц, что трудно запомнить, кто они и откуда. Словом, смешали в кучу всё и всех – Фросю, любящую своего деда и тайгу, преступников, ищущих золото, интригующих родственников по линии приёмного отца Фроси Мартынова, неуловимых мошенников Ларкина и Есина… В общем, получилось настоящее мыло мыльное.

Когда сериал перевалил за 300 серий, зрители уже порядком подустали. Оказалось, что это была только первая часть фильма. Вторая – продолжается. И судя по происходящему в телесериале, пока неизвестно, когда завершится эта многолетняя киноэпопея.

То же самое и с «Обручальным кольцом». Хороший был вначале сериал, как утверждают мои знакомые, а с тех пор, как поменялись актёры, включая главную героиню Настю, уже трудно вспомнить, с чего он начинался.

— Как могут уважающие себя актёры соглашаться на такую халтуру? – недоумевают те, кому до чёртиков надоела откровенная тягомотина. – Их игра не запоминается. Какие-то будничные, серые, незаметные образы и события мелькают на экране.

От сериала «Школа» многие были в ужасе. Откровенная грязь и пошлость, выявленные в учебном заведении, многих привели в шок. Фильм вскрыл «раны общества», но не помог их излечить.

Сериалов на телеканалах много: «Всё к лучшему», «Папины дочки», «Интерны». Одни заканчиваются, другие начинаются. Кто-то предпочитает детективы «След», «Глухарь», «Паутина», «Зверобой», а кто-то комедию «Сваты»…

Например, одна моя знакомая, давно заслужившая отдых, начинает просмотр фильмов с утра и заканчивает поздним вечером. Потом жалуется на недомогание, головную боль. Трудно сохранить бодрость, не отходя от экрана по 10-12 часов. Она нередко сетует:

— Ну почему так много телесериалов, когда они их успевают снимать?

Они, то бишь, режиссёры вместе с актёрами успевают выпускать премьеры долгоиграющих сериалов, им надо зарабатывать. А нам, телезрителям, с умом, выборочно подходить к их просмотру, не утомляясь, а получая удовлетворение.

На мой взгляд, самыми удачными и содержательными за последний 2011 год были мини-серийные фильмы «Пётр Первый. Завещание», «Фурцева» и «Достоевский». В первом прекрасно сыграл роль царя-реформатора, оставившего о себе память на века, актёр Александр Балуев. В истории всё повторяется. В 18-м веке царь Пётр не щадил казнокрадов, мошенников и воров. Обкрадывающих государственную казну поднимали на дыбу, четвертовали, расстреливали…

— Ты же слово давал, что больше не будешь воровать!? – укоряет одного из своих подданных Пётр.

— Бес попутал, батюшка! – еле шевелит окровавленными после пыток губами губернатор одной из волостей.

Запускали руки в казну, думали, что не попадутся. И сегодня в криминальной хронике нередко слышатся сообщения об арестованных чиновниках-взяточниках. Судят, дают сроки, а их число, к сожалению, не убавляется. Не боятся правосудия.

Особенная и необычная концовка фильма: тело покойного царя Петра несут его приближённые, друзья и недруги. Они признали и оценили его вклад в дела государства. Из 18-го века похоронная процессия в киноленте мгновенно переносится в сегодняшний Санкт-Петербург, на Невский проспект и движется среди мчащихся автомобилей. Режиссёр фильма сумел связать эпоху Петра с сегодняшним днём. Благодарные потомки до сих пор любуются творением его рук и ума.

Когда в фильме снимаются талантливые актёры, такие, как Татьяна Арнтгольц и Ирина Розанова в роли Фурцевой, от телеэкрана невозможно оторваться. С большим интересом я лично следила за нелёгкой жизнью и трагической судьбой женщины, первой в российском государстве ставшей министром культуры.

В «Достоевском» роль великого писателя прекрасно сыграл актер Евгений Миронов. На недавно состоявшейся церемонии вручения наград он удостоен «Золотого орла».

Но таких фильмов, к нашей общей досаде, не так много. Мы дождались выхода многосерийного фильма «Жуков», где легендарного полководца играет известный нам Александр Балуев. Изощрённость «отца народов» и подковёрные интриги в Кремле вызывают бурю эмоций и чувство животного страха за былое.

Мои сверстники и более старшее поколение никогда не смогут забыть прекрасные киноленты, вошедшие в список лучших фильмов. Они нравятся и молодым. С 1957 по 1991 годы журнал «Советский экран» проводил опросы читателей. По их итогам определились 100 лучших фильмов. Все перечислять я не буду. Напомню лишь несколько из них, вошедших в сокровищницу кинематографа страны.

Это «Чапаев», «Судьба человека», «Я шагаю по Москве», «Холодное лето 53-го», «Москва слезам не верит», «Калина красная», «С лёгким паром!»… Они навсегда останутся в нашей памяти.

Так хочется смотреть новые увлекательные, пусть многосерийные фильмы, но правдоподобные по содержанию, объективно отражающие наше время и уникальные исторические факты, с профессиональными талантливыми актёрами. А не считать дни до окончания безынтересных и скучных кинолент. Впрочем, выбор у каждого из нас есть. Даже без «тарелок», мы принимаем шесть телеканалов. Только на пустое и бестолковое, пожалуй, не следует тратить и без того нашу короткую и быстротечную жизнь.

Наталья Соколова.

«АР» № 12 (10370) от 4 февраля 2012 г.

0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя