Дорогой читатель! Представляю первый выпуск авторской рубрики «История успеха». Если эта страница вызовет у вас интерес или вы пожелаете услышать рассказ о ком-то из наших земляков, буду признательна за обратную связь.
Адрес первой истории выбран мной не случайно, ибо «…шагаю с песней по жизни», как и герои этой страницы. Итак, приглашаю вас в самый что ни на есть Центр детского творчества Апшеронска, где вот уже 17 лет живет творческой жизнью образцовая вокальная студия «Эхо».
«Эхо» — это коллектив единомышленников, деятельность которого дети и педагог строят сообща. Это главное условие, которое ведёт их к росту и успеху, профессиональной ориентированности детей в области вокального искусства в целом.
По роду своей деятельности я имела радость слышать и видеть их выступления на сцене, присутствовать на репетициях. И мало сказать, что дети поют очень хорошо. Дети поют талантливо! А вдохновитель юных дарований – Анна Владимировна Чурикова — энергичный, целеустремлённый педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации, которого отличает высокий профессионализм, любовь к профессии и детям.
У любого дела есть свой почин, то есть то, с чего все начиналось. И, как всегда, все дороги ведут нас в детство…
— Анна Владимировна, попробую угадать : Вы пели с того времени, как помните себя, и Вы непременно пели колыбельные песни своему сыну…
— Да, только уточню – хорошо помню себя с того момента, как начала петь. А это то время, когда мама за руку привела меня в музыкальную школу нашего города на хоровое отделение. Мои педагоги — Ольга Викторовна Мосиенко и Галина Ивановна Диваева — первыми зажгли во мне искорку творчества. Ещё одна замечательная песенница в моей школьной жизни — классный руководитель Нина Степановна Бородина. И вообще, детство моё – золотые времена! Мы нараспашку неслись по жизни, умели слышать прекрасное в окружающих нас звуках природы, во встречах с талантливыми людьми, увлечёнными музыкой. Вот такие ощущения детства. А колыбельные своему сыну пела, а как же без них?
Потом в жизни нашей героини был дружный и талантливый курс дирижерско-хорового отделения училища искусств в Майкопе, по окончании которого она вернулась в родную школу №4 уже в качестве педагога. С особой теплотой вспоминала Анна Владимировна и о Вячеславе Михайловиче Яковлеве, художественном руководителе Краснодарского государственного камерного хора, в те годы педагога Краснодарской государственной Академии культуры. Многое дали для уже состоявшегося педагога и занятия в хоре Владимира Филипповича Бегинина. Очень тепло отозвалась моя собеседница и о Елене Анатольевне Овсянниковой, при руководстве которой в Центре детского творчества в 2000 году и начался путь коллектива «Эхо».
— Анна Владимировна, а как скоро ваш коллектив получил звание образцового?
— Спустя пять лет упорного труда нашей вокальной студии «Эхо» было присвоено звание «образцовый художественный коллектив». 2005 год для нас – это ещё и год новых перспектив, новых задач, новой качественной звуковой аппаратуры в центре детского творчества, которая позволила нам успешно развиваться и совершенствоваться в эстрадном жанре.
Особенные слова благодарности мы говорим Ларисе Эвальдовне Шнайдер за неоценимую поддержку и умение вдохновлять на успех и поиск своего творческого пути.
Сегодня «Эхо» — это уже сложившийся, узнаваемый и популярный детский коллектив, выступления которого украшают торжественные мероприятия в районном Доме культуры, праздники города и района.
Важная составляющая развития любого коллектива — участие в конкурсах разных уровней – от муниципального до международного. Перечислить сейчас все награды детского ансамбля за 17 юных лет не представляется возможным – их очень много! Но среди многих руководитель выделяет достижения Всероссийского конкурса юных талантов «Орлята России» (ВДЦ «Орлёнок»), лауреатами которого неоднократно становились участники вокальной студии. «Этот конкурс — сильнейшая учебная база, где члены жюри — не случайные люди, а профессионалы своего дела. А покорить наши краевые конкурсы подчас сложнее – очень высокая конкуренция» — поясняет педагог.
Создать творческий детский коллектив, а главное – удержать его на волне успеха многие годы удаётся далеко не каждому.
Естественно, успех не приходит сам по себе. За этим стоит упорный труд, творческий поиск.
— Анна Владимировна, а в чём Вы видите свою главную задачу на пути к успеху?
— Моя задача — помочь детям найти себя в удивительном мире музыкального творчества, а некоторым из них определить свой дальнейший жизненный путь.
Коллектив наш разновозрастной и разножанровый. И подход к каждому учащемуся индивидуальный- никогда не стану ломать природу ребенка , ничего хорошего из этого не выйдет. Мы вместе обсуждаем и отбираем репертуар как эстрадный, так и народный. В работе над песней помогаю детям найти её зрительный образ . И обязательно делаем акцент на многоголосье, именно в нём кроется красота вокального искусства.
Я требовательна к детям, но всегда стараюсь быть объективной. Хотела бы сказать, как важна здесь для меня поддержка родителей в единстве наших требований. Дети понимают, что если ты не сможешь стать частью коллектива, у тебя ничего не получится. В дополнительном образовании оценки не ставят, но их главной оценкой пусть станут заслуженные аплодисменты зрителей и награды победителей конкурсов различных уровней. Говорю детям так :« Раз вы решили заняться этим делом –творите!» И они стараются! Стараются вернуть все, что в них вкладываю. Всё это даёт свои плоды. В любом творчестве трудолюбие остаётся главным составляющим успеха.
А еще я очень рада, что в нашем дружном творческом коллективе год от года сохраняется преемственность. Вот, к примеру, в этом году у нас есть выпускница — Ирина Русокович. Эта искренняя и талантливая девочка — душа коллектива, младшие привязались к ней и хотят быть на неё похожими. Гордостью любого детского коллектива являются выпускники.
— Анна, мне запомнился один из «звездных составов» ансамбля — Женечка Полякова, Лера Агафонова, маленькая Ульяна Иванник , проникновенно чистым голоском исполнявшая «Росинку»…Девочки выросли. А для кого из Ваших воспитанников детское увлечение стало профессией?
— София Тахмазян сегодня — студентка Краснодарского музыкального колледжа имени Римского-Корсакова, а Ульяна — первокурсница Краснодарского государственного института культуры. Женя Полякова уже окончила Адыгейский республиканский колледж искусств имени У.Тхабисимова и работает в Адыгейском музыкальном театре. Все выпускники — наши желанные гости.
— А если я спрошу Вас о «ложке дегтя в бочке с медом», что Вы ответите?
— Ну, разве что «только немножечко — чайная ложечка». Понимаете, для того, чтобы петь, у нас есть всё: и желание, и способности, и самое главное — душа! А вот для создания сценического номера, способного конкурировать, сегодня требуется чуть-чуть больше. И это не всегда есть в полном объёме. Но мы очень благодарны и нашим родителям, и друзьям за помощь и поддержку.
Спешу на репетицию в ЦДТ. Застаю всех в классе хореографии. Трудятся, отрабатывают сценические «па». Тоже очень важно. Знакомлюсь: Дарья, Ирина, Милена, Кристина, Ульяна, Полина, Владимир, Виктория, Лера, Иван и… Не просто имена слышу, а музыку! Ребята рассказывают о своей жизни в коллективе и о своём необыкновенном педагоге, про которого искренне говорят: «Анна Владимировна — наша вторая мама». Задаю прямой вопрос: «А что значит для вас песня?» И эхом в воздухе отозвалось : — Любовь! Спасение! Друг! Волшебство! Крик души! Блаженство! Сказка!..
Я слушала их и задавалась вопросами. Где они черпают вдохновение, чем подпитываются в своем творчестве? Наверное, что-то идет изнутри, заложено от рождения, истоков. И , несомненно, от удивительных и талантливых наставников, в умелые руки которых попадают совсем ещё юные птенцы, растут, оперяются и в один прекрасный момент уже совсем окрепшие поднимаются в синюю высь на музыкальных крыльях!