Архитектурные барьеры являются практически единственным препятствием для обучения в общеобразовательных школах детей-инвалидов. Почти все школы старой постройки полностью недоступны для маломобильных детей. Они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Поэтому получить образование ребята могут либо в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому.
С такой проблемой столкнулась семья из Краснодара, в которой растет девочка — инвалид. У нее нет возможности стоять и ходить, передвигается ребенок только в инвалидной коляске с электроприводом, которой управляет сама. В настоящее время девочка учится в лицее №90, но обучение проходит, в основном, на дому. Для того, чтобы не лишать ребенка общения со сверстниками и максимально социализировать в общество, родители привозили ее на кружки и школьные мероприятия. При этом, поднимать коляску вместе с ребенком приходилось на руках, что небезопасно и физически тяжело. Вопрос обеспечения доступности учебного заведения для ребенка-инвалида был взят на контроль ОНФ.
«Всем, без исключения, детям необходимо общение. Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение способствует социальной адаптации детей- инвалидов, их самостоятельности и независимости, помогает избежать изоляции, а дружба детей не знает барьеров. Поэтому практика обучения маломобильных ребят на дому абсолютно устарела. Актив регионального штаба ОНФ проводит мониторинги доступности финансовых организаций, аптек, нотариальных контор и других социально-важных объектов, безбарьерная среда постепенно входит в нашу жизнь через крупные торговые и развлекательные центры, аэропорты и железнодорожные станции. Но, при этом, школы, гимназии и лицеи, зачастую, остаются недоступными для детей — инвалидов. Это несправедливо. Мы обратились к руководству лицея с просьбой помочь семье, обеспечив доступность учебной организации для ребёнка. В настоящее время департаментом образования выделено лицею 680 тысяч рублей. На эти средства приобретен ступенькоход и заключен контракт с подрядчиком на установку вертикального подъемника. Сейчас проводятся подготовительные мероприятия, а сам подъемник будет установлен в течение сентября. Жаль, что к началу учебного года подрядчики не успели выполнить все работы, но мы держим ситуацию на контроле и надеемся на своевременность установки подъемного механизма», — прокомментировала депутат Государственной Думы Светлана Бессараб.