Депутат Государственной Думы, координатор законодательных инициатив Общероссийского народного фронта Наталья Костенко призвала к изменению статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в части обеспечения возможности снижения несоразмерного размера пени, начисленных на недоимки по налогам. Разработанная концепция законопроекта направленна на заключение в Минфин РФ и Минэк РФ.
К депутату поступили жалобы со стороны отделения общественной организации по защите прав предпринимателей «Опора России» в Краснодарском крае и самих предпринимателей из ряда регионов страны.
В Гражданском Кодексе РФ (ст. 333) снижение размера неустойки в судебном порядке предусмотрено, и суды это активно применяют в своей практике. В тоже время налоговое законодательство не содержит положений, допускающих возможность снижения в судебном порядке несоразмерного размера пени на недоимку.
В настоящий момент часть 3 статьи 75 НК РФ ограничивает максимальный размер пени по налогам, который не должен быть больше самой недоимки. Однако такое ограничение зачастую на практике не решает проблем с высокими штрафами по налогам. Это происходит потому, что поправки в налоговое законодательство, ограничивающие максимальный размер пени по налогам, были приняты лишь в ноябре 2018 года, а значит, с учетом обратной силы закона, уравнять размер штрафов по налогам, начисленным до ноября 2018 года до суммы недоимки не получится.
Именно поэтому уже сейчас в судебной практике часто встречаются судебные акты, по которым суды взыскивают пени с налогоплательщиков в несколько раз превышающие сумму недоимки. Так, к примеру, в марте Арбитражный суд Уральского округа взыскал с налогоплательщика пени в 13 раз превышающую сумму недоимки.
Когда долг небольшой, особых проблем не возникает. Но при большом долге, исчисляющемся десятками миллионов рублей, для предпринимателей финансовая ноша становится непосильной. И в этот список попадают не только те, кто явно уклоняется от уплаты налогов, но и те, кто попал в форс-мажорные обстоятельства и залез в долги не по собственной воле.
В «налоговые ловушки» попадают и муниципальные предприятия. К примеру, около двух лет назад «Водоканалу» города Новороссийска налоговый орган за задержку в уплате налогов начислил пени в размере почти 74 500 рублей. При этом суд отказал ответчику, заявившему иск по снижению суммы в рамках ст. 333 Гражданского Кодекса РФ. Формулировка в судебном решении была следующей: «налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность уменьшения размера начисленных плательщику пеней». Доводы, что задолженность снабжающей организации сложилась из долгов коммунальных неплательщиков, не возымели никакого действия.
Таким образом, о невозможности снижения в судебном порядке чрезмерно высокого размера пени по налогам и сборам неоднократно упоминается в материалах судебной практики, где суды, отказывая налогоплательщикам в снижении пени на недоимку, прямо указывают на то, что порядок начисления и взыскания пени за несвоевременную уплату налогов регулируется нормами Налогового Кодекса РФ, а положения статьи 333 ГК РФ в этом случае применению не подлежат.
«Такая ситуация — это еще одна палка в колеса развития нашей экономики, — говорит Наталья Костенко. – Поэтому я считаю, что для ее урегулирования необходимо дополнить часть 3 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации, предусмотрев возможность в судебном порядке (по аналогии со статьей 333 ГК РФ) снижения несоразмерного размера пеней на недоимку. Принятие такого законопроекта позволит в полной мере обеспечить налогоплательщикам возможность судебной защиты их имущественных прав, а также позволит снизить долговую нагрузку граждан, субъектов малого и среднего бизнеса».