Воспитанники Апшеронского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 16 января посетили детскую городскую библиотеку Апшеронска, где прошёл урок мужества «Дети войны».
Указом Президента России 2020 год объявлен Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Сегодняшним детям трудно понять, что такое война, сколько горя принесла она нашему народу. Для них Великая Отечественная война – далёкая история и наша задача как можно правдивее донести до ребят трагизм военного лихолетья, всю тяжесть испытаний, выпавших на детские плечи.
Библиотекарь Н.Н. Кацуба с помощью электронной презентации рассказала о детях войны, которые тоже любили жизнь, радовались лучам утреннего солнца, запаху полевых цветов… Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово — «война!». Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими — отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье, на заводах. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Из рассказа библиотекаря воспитанники СРЦН узнали о маленьких узниках гетто и концлагерей. Ребята с большим вниманием рассматривали слайды с фотографиями военных лет, портреты детей, которые награждены: званием — Герой Советского Союза, орденами и медалями. Увидели памятники, которые поставлены детям войны в разных городах по всему миру.
Очень тронул ребят рассказ о тринадцатилетнем Грише Погребном из города Белореченска, который во время Великой Отечественной войны стал сыном полка. В июле 1942 года в небе над Белореченском разгорелся воздушный бой, в котором был сбит самолёт Героя Советского Союза Виктора Григорьевича Лихачёва. Советский лётчик был вынужден скрываться среди городских руин и хотел уйти через реку Белую на сторону советских войск. Но за ним охотился гитлеровский снайпер. Увидев это, Гриша выхватил металлический прут из телеги, незаметно подкрался к фашисту и несколько раз ударил того по голове. Затем подросток схватил фашистский автомат и догнал лётчика. Мальчик лесными тропами провёл бойца в Туапсе. По дороге к ним присоединилась группа воинов, отставших от своих подразделений, образовался небольшой отряд, командование которым взял на себя В.Г. Лихачёв. Когда бойцы добрались до своих, Гришу оставили в 97-й зенитной батарее. Школьник изучал военную технику, выполнял обязанности хронометриста. Дважды вместе со старшими товарищами сбивал вражеские самолёты Ю-88. Гриша изучал в школе немецкий язык, знал его неплохо. К тому же маскироваться под местного жителя мальчику было не нужно. Поэтому подросток стал разведчиком. В штаб Гриша приносил ценные сведения о гитлеровских войсках. Однажды Гриша получил важное задание: пройти от Туапсе к Белореченску и выведать, что собираются предпринимать фашисты. Мальчик запомнил всё: расположение войск, трафаретную маркировку грузов, количество тяжёлой техники… Совсем рядом был дом. Мальчику очень хотелось увидеть родных, но фашисты знали, что он спас лётчика, поэтому заходить в Белореченск было крайне опасно. И Гриша терпел. Только после Победы школьник узнал, что фашисты жестоко допрашивали его маму. Не выдержав истязаний, она умерла. Завершился час мужества минутой молчания.
Елена Стрелкина, педагог Апшеронского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.