Пьеса на кромке небес
Нельзя считать себя любителем активного образа жизни, тем более, туристом, если никогда не бывал на Орлиной полке, хотя бы потому, что любой просвещенный человек просто обязан посетить это «общепризнанное восьмое чудо света».
Невероятные ощущения от захватывающей дух прогулки над бездной, когда можно взглянуть за горизонт с высоты птичьего полета – это ли не истинное удовольствие для жителя унылых городских кварталов, пыльных степей, сырых побережий? Где-то далеко внизу под ногами Лагонакское нагорье, Главный Кавказский хребет, горы Мезмай и Зауда, «Ивановы» поляны, посёлок Мезмай, всегда кружащие несколько семей орлов.
Не нужно бояться утеса, упасть с него можно лишь при очень большом желании. Стоит быть аккуратным, но не более. Аккуратности требует и довольно затяжной подъем по почти отвесной тропе на начальном этапе пути. От памятника защитникам поселка в годы Великой Отечественной войны, установленном благодарными мезмайцами недалеко от здания станции узкоколейки, по поляне тропа выведет как раз к этому подъему. Примерно 100 метров придется карабкаться вверх, цепляясь за ветки кустарника, опираясь на корни, освобождая припасенную баклажку от питьевой воды во время кратких привалов.
На опушке леса тропа расширяется до размеров одноколейной грунтовки, сворачивая налево в сторону скал. Дальше, к радости неподготовленных путешественников, маршрут пролегает почти в горизонтальной плоскости до огромного валуна, перегородившего дорогу идущим. От глыбы пройти остается несколько десятков метров между деревьев, чтобы попасть к началу каменной галереи.
Еще немного вдоль стены, и вот она — полка! Ширина от метра до пяти, высота примерно три метра. Доставайте фото и видеокамеры, бросайте в углу рюкзаки, перебирайте в уме варианты восторженных воплей и дифирамбов.
Возвращаться в поселок удобней по наезженной грунтовке. Можно было бы и начинать экскурсию по ней, но, согласитесь, что нет в этом никакой романтики. Мы же приехали в Мезмай за экстримом и впечатлениями!
Бесконечная мелодия гор
Я бы назвал этот уголок дикой природы громадной консерваторией, входя в концертные залы которой, поочередно слышишь лирические блюзы водопадов, величавые сонаты пещер, эпические рапсодии горных вершин.
Буйный расцвет массового паломничества в Мезмай начался на рубеже ушедшего и нынешнего веков, после того, как здесь стали проходить слеты парапсихологов, бардов, народных ремесленников, разгласивших на весь мир о местных красотах.
Посёлок буквально наводнили поэты и художники, экстрасенсы и туристы-экстремалы, биологи, люди, просто предпочитающие горный ландшафт, чистейший воздух, хрустальные реки, каскадные водопады, величавые каньоны. Обочины троп, склоны ущелий, смотровые площадки вершин, переулки наивного селения немедленно наполнились мусорными развалами. Оркестр начал фальшивить, акустика стремительно ослабевать.
Пару-тройку лет назад местные жители кинулись спасать «музыкальные инструменты». Вооружившись лопатами и пустыми мешками, лесничие, инструкторы туризма, волонтеры отправлялись в лес на уборку, власти экстренно установили контейнеры, бизнесмены повсеместно прибили грозные таблички, предвещающие адские кары за устройство несанкционированных свалок. Героическими усилиями селян проблема была решена.
Но с тех пор мезмайцы настороженно встречают праздных приезжих, не одобряя самостийных экскурсий, скрывая от любопытных гостей десятки самых необычных маршрутов, оставив на откуп только известные и широко пропиаренные. О них и поговорим.
Баллада о кругосветке
Этот маршрут всегда назывался «Мезмайская кругосветка», полностью оправдывая содержанием имя. Но недавно кому-то из предприимчивых захотелось в подражание иноземцам что-нибудь из набора раскрученных ужастиков. На грандиозное фантазии недостало, поэтому нарекли простенько — Пасть дракона, заодно обозвав так же водопад Исиченко на этой тропе.
Лично мне милей название, данное открывателями маршрута и уникального водопада, так как здесь действительно всего на пяти километрах обозреваешь почти все природные пояса и климатические зоны. Начинается он у дальнего моста через Курджипс от родника с невероятно большим содержанием ионов серебра. Отсюда, во-первых, востребованность источника среди местного населения, во-вторых, безупречный вкус совершенно прозрачной живительной влаги.
По легенде этот родник, расположенный рядом с каменным сердцем Орла, создан слезами адыгейской красавицы Гуамы. Трогательная история местных влюбленных, чем-то напоминающая трагедию Шекспира.
Через 70 метров тропа приведет нас к маленькому речному водопаду с купальницей, называемой «шестиметровка», весьма популярному у любителей нырнуть в очень холодную воду и не заболеть. Далее вверх, через искореженные за тысячи лет реликтовые заросли самшита. Сумрачный лес, опутанный гроздьями мха и вечнозелеными лианами, будто из сказки про Лешего и Кикимору, но не пугайтесь – нечистой силы здесь никогда не встречали, а тропа хорошо набита и легко проходима.
Вскоре выйдете на водопад Сандиков и затем вытекающий из пещеры водопад Исиченко. Через 15 минут тропа приводит к стоянке древнего человека, 230 тысяч лет назад обитавшего возле Мезмая. На этом, между прочим, доисторический этап путешествия не закончен, мы упорно продолжаем двигаться вверх, чтобы полюбоваться с обзорной площадки ландшафтами, созданными великими землетрясениями, и каньонами прорезанными в геологических слоях буйными реками.
А вот чтобы попасть в современность, нужно от смотровой площадки вернуться метров двадцать по тропе, ведущей круто вверх, придерживаясь кромки хребта, к небольшой поляне, выйти на верхний каскад периодически пересыхающего водопада Пальмовый. Отсюда открывается прекрасный обзор Курджипского ущелья.
Далее, вдоль Пальмового ручья, переходя с левого на правый берег, выходим на старый волок. Теперь по нему, собирая грибы и ягоды, под щебетание птиц, восторгаясь лесной панорамой, сворачиваем налево и через 20 минут выходим на дорогу в поселок. Всего три часа, а незабываемых впечатлений хватит до следующего отпускного сезона!
Лунная серенада
Особенно хорош Мезмай летней ночью, когда в звенящей цикадами тишине под нежными дуновениями ветерка можно наблюдать миллионы созвездий, окаймленных сумеречными отрогами гор. На смутно различимых склонах дальнего хребта прямо перед собой наблюдатель вдруг замечает серебряную полоску, возникающую из очертаний леса и затем исчезающую в них. Это и есть Лунные водопады реки Алебастровка, названные так за яркий ночной окрас.
На самом деле добраться к ним не так уж и сложно, было бы желание. Потребуется всего лишь пара часов. Из центра поселка нужно будет перейти по мосту бурный Курджипс, затем по вьющейся тропинке подняться до старой автомобильной дороги на Гуамку и вправо по ней. Следующий примерно километровый отрезок через тенистый лес прекрасно расслабит, придаст бодрости путнику.
После оползня мост через Алебастровку обвалился, поэтому перепрыгиваем на другой берег с одной на другую асбоцементной трубы и сразу уходим влево по хорошо набитой тропе. Идти дальше вдоль русла одно удовольствие! Вот причудливое дерево, склонившееся над тропой, вот бабочка внушительных размеров и фантастической расцветки, вот прямо на берегу какие-то жучки усердно тащат добычу. Птички поют, вода журчит. Чем выше, тем больше становится хвойных исполинов, гигантских папоротников, причудливых валунов. Я постоянно доставал из сумки фотоаппарат и снимал, снимал, снимал.
Когда уже кажется, что эта дорога никогда не кончится, Алебастровка раздваивается на две узкие речушки и та, что правее превращается в десятиметровый водопад чистейшей ледяной горной воды в окружении зарослей темно-зеленого самшита, елей и красочных кустарников. Следом за ним подряд идут ещё несколько водопадов уже к самой вершине. Этот шестидесятиметровый каскад заставляет вновь восхититься красотами первозданной природы.
Забраться на самое высокое место довольно трудно, но желательно – от верхнего истока можно увидеть маленькие домики поселка и всю радугу красок окружающих его гор. Можно искупаться в понравившемся водопаде. Падающие струи воды очищают не только тело, но и наделяют новой энергией. После такого купания дорога назад покажется быстрой и легкой.
Владимир АНТОНОВ
«Апшеронский рабочий» № 50, 9 июля 2015 г.