В четырех километрах на юго-восток от центра сельского поселения села Черниговское вот уже почти вековой историей врос в прибрежную землю горной реки Цица хутор Армянский.

Притяжение

Гладко асфальтированная дорога мчит нас в сторону снежных гор, и временно отсутствующий указатель направления на хутор Армянский делает его ещё более загадочным и малоизвестным для проезжающих мимо.

Еще недавно о хуторе говорили с нескрываемым сожалением оттого, что в нем остаётся все меньше жителей. Нередко сетуют и на то, что для него по-прежнему во многом недоступны те блага цивилизации, к которым мы давно привыкли: вода из крана, газ, интернет… Но уже сегодня мы говорим, что в двенадцати дворах идет своим чередом жизнь и подготовка к новогодним праздникам, и ещё в ближайших проектах новых жителей хутора застройки десяти участков! Людей тянет в эти предгорные места, возможно, потому, что здесь живет тишина, непривычная для уха городского жителя, если река и шумит, то как-то по-особенному, а воздух здесь мягкий и вкусный…

«Вызов о поселении»

Как требует формат газетной рубрики, было бы правильно и хорошо предложить читателю выписку из архива о дате образования хутора, но, по объективным причинам, не всегда удаётся сохранить и найти эти данные.

В похозяйственных книгах архива Черниговского поселения (начиная с 1944 года), где велся учет хозяйств рабочих и служащих, встречаются фамилии семей, проживающих некогда на хуторе, но, к сожалению, нигде не указано ссылки именно на хутор Армянский. Потому предлагаю ориентироваться на материалы из книги В.Л.Адобашьян (г. Туапсе) «Из истории армянского населения на территории Краснодарского края». «…В 1869 году был опубликован «Вызов о поселении». Спустя 8 лет после его опубликования (1877г.) в нагорную полосу прибыла первая группа армян из Турции в составе 20 семейств… Заселение таких пунктов, как Режет, Маратуки относится к 1890-1892гг…». «…В 1914-1918 гг .- это годы нового массового переселения армян из Турции в Россию. Поводом к переселению послужила первая мировая война и массовая резня армян в Турции… За период с 1914-1917 гг. на территории Кубанской области и Черноморской губернии образовалось очень много армянских хуторов, насчитывавших всего лишь по несколько дворов. В эти годы армянами-переселенцами были заселены Кубано-Армянское, Черниговское, Краянское и другие села…». «…В 1926 году район предгорной полосы, где проживали армяне-переселенцы, был выделен в самостоятельную административную единицу в целях хозяйственного и культурного строительства с учетом национальных и бытовых особенностей армянского населения. Эта территория стала называться Армянским районом…Район разделялся на сельские советы: Черниговский, Кубано-Армянский, Режетский, Елизаветпольский, Садовый…»

Одно точно: на памяти тех, кто с рождения по сей день проживает на хуторе — шесть поколений!

Женя и Люба

О своём приезде на хутор заранее предупредить не получилось, но зато получилось сразу окунуться в атмосферу той самой тишины и тепла… Тепла душевного и буквального от дровяной печи в доме моей доброй знакомой Жени. Деревенский колорит — кошки, греющиеся у печи, тут же не по времени вылупившиеся цыплята — и меня вернули в счастливое детство, когда «деревья были большими». На мою удачу, в гостях у хозяйки дома была Люба.

Евгения Андреевна и Любовь Меликовна (в девичестве Карабашян) двоюродные сестры по отцовой линии. Сестры и подруги. Сегодня на хуторе именно о них можно сказать — старожилы. Они, как в былые времена, вместе. Потому как всё у них общее: одна родина, одно детство, одни воспоминания…Вместе они ходят и на могилки к родным. Здесь же захоронена их прабабушка Арпеник.

По воспоминаниям Жени, её дед Тимофей и бабушка Шогак изначально поселились на побережье в местечке Нижняя Хобза, а после, перейдя через горы, нашли приют на хуторе. Уже по их воспоминаниям, Женя утверждает, что прабабушка Арпеник с семьёй приплыла на наш берег с берега турецкого именно после тех страшных событий начала 20 века. Как говорит Женя, возможно, ещё и потому диалект их армянского языка отличался от местного.

В радости и в горе…

Сидя в уютной натопленной комнате, две женщины, две сестры, две подруги, дополняя друг друга, делились своими воспоминаниями о жизни на хуторе. Любовь Меликовна сразу оговорилась, что она, рожденная в 1954 году, была приписана к Самурскому сельсовету, в состав которого в те времена входил хутор. « Семьи в то время были большие — в одном дворе жили по три поколения, и детишек в каждом доме было часто по четверо-пятеро. Детей рождалось много, помогали женщинам повитухи, одна из них — бабушка Лапшина. Мы к труду были приучены с детства: собирали в лесу кислицу, грушу-дичку, сушили и сдавали в заготконторы. Родители трудились на полях вокруг хутора, где выращивали табак, кукурузу и все основные овощные культуры. Очень многие работали в Апшеронском леспромхозе. Была на хуторе и своя свиноферма. Всю работу на полях делали сообща, дружно». Слушая их рассказ, я справедливо подметила, что категория «дружба» безоговорочно распространялась и на межнациональные отношения. «Отец мой Андрей Карабашян- армянин, а мама Матрёна — самурская казачка. Жили душа в душу, и таких семей было очень много. Хуторяне жили между собой дружно: в радости и в горе, в будни и праздники были вместе, как одна семья».

Столько зим и лет пролетело!

Николай Пашьян, Василий Коломыцев и Сергей Тищенко ныне проживают в Черниговском, но и их воспоминания о годах жизни на хуторе были так свежо наполнены отголосками детства и юности, что как будто и не пролетело с того времени столько зим и лет!

Василий Васильевич бережно хранит редкие фотографии — свидетельства жизни той самой большой хуторской семьи. Вот групповое детское фото 1955 года, на нём девять «босяков», как говорит сам Василий. А дети и вправду стоят на траве босые. На этом фото ему лет пять, а рядом с ним ещё совсем маленькая Женя. Вот на фото чья-то свадьба, а тут уже юного Васю провожают в армию. Всем хутором! А ещё есть фото, где общий стол посреди улицы — хуторяне все вместе отмечают праздник. Интересные исторические кадры строительства и установки деревянных опор для линии электропередачи, фото деревянной кладки — моста на правый берег Цицы. Как вспоминает уже Николай Васильевич Пашьян, по мосту перебирались тогда через горную Цицу в Мазняков сад, в начальную школу, где учились до 4 класса.

Мои собеседники-мужчины дополнили рассказ о хуторской жизни интересными воспоминаниями о единственной тогда на хуторе лошади, на которой доставляли больных до села; о нелегком труде их, подростков, на лесных делянках; как сами лепили из турлюка свои хижины; об использовании в хозяйстве незаменимой тягловой силы буйволов, вот прям настоящих, «как в Африке». А ещё о том, как шедшие через хутор на работу в лес трудяги всегда могли рассчитывать на постой в хуторских домах, если ночь застигала их в пути.

Снежинка как символ бесконечности

Кто-то справедливо сказал, что глубинка — это не глушь, это то, что спрятано у каждого в глубине души: воспоминания о детстве, о доме, в котором родился, о первых шагах в окружающий мир… Все это составляет понятие «малая родина». Жизнь Армянского хутора, как и любого места на земле — это, прежде всего, жизни и судьбы целых поколений людей. Но не самих по себе, а в призме исторических событий — революций, войн, строительства мирной жизни. На въезде в хутор установлен обелиск в память об отважных воинах, сражавшихся на этой земле с немецко-фашистскими захватчиками. И сегодня четырём юным хуторянам-школьникам, безусловно, можно гордиться славным прошлым своих предков.

Покидая Женин дом, невольно задерживаю свой взгляд на окнах. Они были украшены вырезанными детской рукой бумажными снежинками. Украсила дом Женина внученька Даша. Скоро и здесь во все дворы постучится Новый год. Уверена, жизнь хутора продолжится счастливыми судьбами нового поколения.

Print Friendly, PDF & Email
0

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя