Легендарной стройке-50 лет. Таёжная молодость семьи Филоновых

0
176

Несмотря на то, что Анна Филонова родилась в Хадыженске и очень его любит, самые лучшие годы она провела, участвуя в историческом для страны строительстве ветки «Байкало — Амурской магистрали» — на ее бурятском участке.

Ей повезло работать в поселке Кичера бокобок со знаменитостью комсомольской стройки — Александром Бондарем.

Именно бригада Александра Бондаря построила с нуля поселок Звездный — вместо палаток появились деревянные домики, благо — вокруг тайга. Затем переехала в поселок Кичеру, где сформировала вахтовый посёлок на колесах. Брали списанные железнодорожные вагоны и перестраивали под жилье. На платформе была и баня с парилкой, и вагон-гостиница, и вагон-клуб. В целом, по словам Анны Леонтьевны, организация так и называлась — строительно-монтажный поезд.

Мошкара, комары, энцефалитный клещ, отсутствие комфорта… Как могла попасть в бурятскую глушь девчонка, которая едва после окончания Хадыженского нефтяного техникума успела поработать механиком на машзаводе? Как ни странно, по зову сердца, как и многие молодые люди, которых позвала таежная романтика и высокая цель, поставленная на ХVIII съезде ВЛКСМ. В Москву комсомольцы, среди которых была Анна, были направлены из Краснодара. Сразу после заседания съезда молодежь торжественно проводили с вокзала в город Улан-Удэ. Там и до Кичеры рукой подать. «Конечно, нам не достались те трудности, которые легли на плечи бригады Бондаря, — делится Анна Филонова. — Когда 4 мая 1978 года мы приехали на место, бондаревцы уже построили 1 этаж общежития, стояли вагончики, банька, но цивилизация на тот момент отсутствовала. Например, не было больницы, школы… Прибывших комсомольцев разбили на маляров, поваров, лесозаготовителей, строителей. Я определилась воспитателем общежития, отпускала топливо на ГСМ, затем стала секретарем начальника строительно-монтажного поезда…»

Шло время. Три бригады — Бондаря, Аксенова, Рябкова рубили просеку под железнодорожные пути и ЛЭП, прокладывали пути, строили столовую, школу, амбулаторию. Со временем Анна нашла свое счастье и вышла замуж, родился ребенок, семьей переехали в уютное комфортное жилье на два хозяина. Отапливались печью и электричеством, затем от котельной в дома провели отопление. Так и жили, и работали, не жаловались. «В магазинах было все, что нужно, — рассказывает Анна Леонтьевна, — в тайге морошка, голубика, брусника. Медведи заходили в поселок, искали съестное, но никого не трогали. Рядом была река — красавица Ангара, по берегам реки росли смородина и малина».

Так и дальше жили бы супруги Филоновы в таежной сказке, построенной своими руками, но с возрастом потянуло на родину. Сейчас Анна Леонтьевна с семьей живет в родном Хадыженке, но не может забыть свою юность, БАМ, дикие северо-байкальские красоты. А главное — неподдельное чувство братства, плеча, дружбы, которое сплачивало молодежь, приехавшую со всех концов СССР, да и до сих пор сплачивает. Правда теперь это — переписка, телефонные звонки, поездки друг к другу в гости. Бамовцы всегда на связи. Каждый контакт — на вес золота. Потому что БАМ объединил людей разных национальностей в одну семью, а это гораздо ценней.

Фото из семейного архива Филоновых

 

Print Friendly, PDF & Email
1+

Оставьте комментарий

Пожалуйста оставьте Ваш комментарий
Введите Ваше имя